Главная Контакты Гостевая книга Обратная связь Карта сайта
счетчик посещений    посетителей всего




Скачать Форму обращения на «телефон доверия» по вопросам противодействия коррупции в МБУДО СШ г.Певек.

Анкета, изучения мнения родителей  о качестве условий осуществления образовательной деятельности.

СООБЩИ О ФАКТЕ КОРРУПЦИИ

Уважаемые жители Чукотского автономного округа! Позвонив по «телефону доверия» 8 (42 722) 2-47-87

Вы сможете сообщить о фактах: коррупции, вымогательства, волокиты, злоупотребления служебным положением со стороны должностных лиц органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Чукотского автономного округа; недостойного поведения руководителей и специалистов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Чукотского автономного округа при исполнении должностных обязанностей.

Обращение должно содержать:

достоверные факты о действиях служащих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Чукотского автономного округа, содержащие признаки коррупции; фамилию, имя, отчество служащего (при наличии информации); фамилию, имя, отчество заявителя, контактные данные (почтовый адрес, телефон, электронный адрес), по которым будет направлен ответ.

Приём обращений по «телефону доверия» осуществляется в круглосуточном режиме. В рабочее время с 9.00 до 13.00 часов и с 14.30 до 18.00 часов. В нерабочее время, выходные и праздничные дни обращения граждан записываются в режиме автоответчика.

Выражаем благодарность за Вашу активную гражданскую позицию!

Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы можно посмотреть на Официальной странице сайта bas.gov.ru

В сети Интернет начал работу информационно-развлекательный портал для детей и подростков http://персональныеданные.дети На портале размещены различные материалы, которые были разработаны специалистами Роскомнадзора, в помощь детям понимать последствия, которые информационные технологии могут оказать на личную жизнь. Портал предоставляет инструменты и информацию, необходимые для принятия решений в вопросах виртуальной жизни. Сайт предназначен для молодых людей, которые с легкостью и энтузиазмом используют среду Интернет, а также для педагогов и родителей, которые хотят помочь детям понять важность конфиденциальности личной жизни при использовании цифровых технологий.

Уважаемые родители!

По вопросам незаконных сборов денежных средств в образовательном учреждении просим обращаться в Управление социальной политики по телефону 8(42737)4-23-56 на официальный сайт городского округа Певек http://go-pevek.ru, раздел «Обратная связь».

По вопросам нарушения действующего законодательства в сфере образования и защиты законных интересов обучающихся, Устава школы, незаконных сборов денежных средств в образовательном учреждении просим обращаться в администрацию учреждения, тел./факс: 8(42737) 4-17-02.

8-800-25-000-15 - Федеральная линия помощи "Дети онлайн" для детей, которые столкнулись с опасностью во время пользования Интернетом или мобильной связью, а также консультирования родителей и педагогов по безопасному использованию Интернета и мобильной связи.

Новости  

Теоретическая подготовка

  1. История развития баскетбола
  2. Олимпийские игры в Древней Греции
  3. Рациональное питание.
  4. Теория гигиены
  5. Тренировочные занятия
  6. Викторина для учащихся 1-4 классов
  7. Викторина для учащихся 5 классов
  8. Викторина для учащихся 6-7 классов

ВИКТОРИНА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ

1. В каком году был придуман баскетбол?
а) в 1700 году
б) в 1891 году +
в) в 1903 году
г) в 1999 году
2. Как зовут человека, который придумал баскетбол?
а) Джон Леннон
б) Джеймс Бонд
в) Джорж Майкл
г) Джеймс Нейсмит +
3. По сколько человек от каждой команды может одновременно находиться на игровой площадке?
а) по 5 +
б) по 7
в) по 9
г) по 11
4. Из скольких периодов состоит игра в баскетбол?
а) из двух
б) из трёх
в) из четырёх +
г) из пяти
5. Сколько очков дают в баскетболе за попадание в корзину при броске со средней или близкой дистанции?
а) 2 очка +
б) 3 очка
в) 4 очка
г) 5 очков
6. В какой стране баскетбол получил наибольшее распространение?
а) в Японии
б) в России
в) в Бельгии
г) в США +
7. Сколько весит баскетбольный мяч?
а) 200-250 г
б) 400-450 г
в) 600-650 г +
г) 800-850 г
8. Кто считается самым известным баскетболистом в мире?
а) Марат Сафин
б) Зинедин Зидан
в) Павел Буре
г) Майкл Джордан +

9. Какова стандартная высота установки баскетбольной корзины?
а) 3,05 м +
б) 3,55 м
в) 4,00 м
г) 4,05 м
10. Как начинается игра в баскетбол?
а) со жребия игроков соперничающих команд
б) с подбрасывания мяча судьёй +
в) с эстафеты соперничающих команд
г) с выбрасывания мяча с трибун
11. Сколько времени даётся игроку на выполнение штрафного броска?
а) 3 секунды
б) 4 секунды
в) 5 секунд +
г) 6 секунд
12. Какое из данных утверждений верно?
а) при ведении мяча в баскетболе нельзя касаться его двумя руками одновременно +
б) мяч в баскетболе можно вести только левой рукой
в) игрок с мячом в руках может делать четыре шага
г) мяч в баскетболе можно вести только правой рукой
13. Как называется игра в уличный баскетбол?
а) пейнтбол
б) стритбол +
в) гандбол
г) фитбол
14. Почему игра называется баскетбол?
а) кольцо - мяч
б) убегать - догонять
в) корзина - мяч +
г) ловить - кидать
 

ВИКТОРИНА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ

на тему "Что ты знаешь о баскетболе"

1. Что такое баскетбол?

- Баскетбол - это спортивная командная игра, в которой мяч забрасывают руками в корзину-кольцо с сеткой, укреплённое на специальном щите.

2. Когда и где начали играть в баскетбол?

- Играть в баскетбол начали зимой 1891-1892 гг. в городе Спрингфилд в штате Массачусетс, на северо-востоке США.

3. Кто придумал игру в баскетбол?

- Преподаватель физического воспитания Спрингфилдского колледжа Джеймс Нейсмит захотел придать больше живости скучным зимним урокам физкультуры и решил занять студентов новой подвижной игрой. Так как мяч забрасывался в корзину, новая игра получила название баскетбол (basket - корзина, ball - мяч).

4. Когда состоялся первый матч?

- Первый матч состоялся 15 декабря 1891 г. Играли две команды по 9 игроков в каждой, а мяч забрасывали не в кольца с сетками, а в корзины из-под персиков. Но днём рождения баскетбола считается 15 января 1892 г., когда были придуманы правила новой игры - всего 13 пунктов. С тех пор баскетбол распространился из Соединённых штатов по всему свету, став одним из самых популярных видов спорта.

5. Когда были изданы официальные первые правила игры?

- В 1894 г. в США были изданы первые официальные правила игры, по которым начали проводить соревнования. Из США баскетбол попал сначала в страны Востока - Японию, Китай, Филлиппины, а затем в страны Европы и Южной Америки.

6. Когда и где впервые начали играть в баскетбол в России?

- Впервые в России в баскетбол стали играть в 1906 г. В это время в Санкт-Петербурге существовало спортивное общество "Маяк". Первые регулярные занятия баскетболом в нашей стране связаны именно с деятельностью "Маяка", с членом этого общества С.В.Васильевым, которого позже назовут русским Нейсмитом. С.В.Васильев раздобыл правила баскетбола, перевёл их на русский язык и уговорил своих товарищей, которые в ту пору из всех видов спорта признавали только гимнастику, испробовать новинку.

7. В чём заключается цель игры?

- Цель игры заключается в том, чтобы забросить наибольшее количество раз мяч в корзину противоположной команды. Для этого игроки передают мяч друг другу или продвигаются, ударяя мяч рукой о площадку, и, приблизившись к щиту, бросают мяч в корзину. Соревнования выигрывает та из двух команд, которая наберёт больше количество очков за 40 минут чистого времени.

8. Как подсчитываются очки?

- За одно попадание мяча в кольцо может быть засчитано разное количество очков:

1 очко - штрафной бросок;

2 очка - бросок со средней или близкой дистанции (ближе трёхочковой линии);

3 очка - бросок из-за трёхочковой линии на расстоянии 6 м 75 см (7 м 24 см в НБА).

9.Сколько игроков в каждой команде?

- Каждая команда состоит из 10 игроков, один из которых является капитаном. В соревнованиях, где команде предстоит провести более 5 матчей, число игроков может быть увеличено до 12. В игровое время на площадке могут находиться 5 игроков каждой команды.

10. Требования к номерам игроков?

- Каждый игрок должен иметь номер на майке спереди и сзади; цифры должны быть однотонными, по цвету контрастными цвету майки, из материала шириной не менее 2 см. Цифры номера на спине - по высоте не менее 20 см, на груди - не менее 10 см. Команда может использовать номера от 4-го до 15-го. Игрокам одной команды не разрешается иметь одинаковые номера.

11. Права и обязанности капитана?

- Капитан является представителем своей команды и контролирует её игру. Он может обратиться к судье с вопросами, связанными с толкованием правил или получением необходимой информации, при условии, что делается это в корректной форме. Никто из других игроков не может обращаться к судье. Если капитан команды покидает площадку, он обязан сообщить старшему судье, кто из игроков остаётся за него.

12. Какой из способов ловли мяча в баскетболе является наиболее простым и надёжным?

- Ловля мяча двумя руками.

13. Какой способ передачи мяча в баскетболе является основным, позволяющим быстро и точно направить мяч партнёру на близкое или среднее расстояние?

- Передача мяча двумя руками от груди.

14. Какая передача мяча наиболее эффективна, когда баскетболисту необходимо послать мяч партнёру на среднюю или дальнюю дистанцию через поднятые руки плотно опекающего соперника?

- Передача мяча одной рукой "крюком".

15. Какое действие должен совершить игрок атакующей команды, если он находится рядом со щитом в момент, когда мяч отскакивает от щита после неудачного броска или пролетает вблизи корзины?

- Игрок должен выполнить добивание мяча в кольцо в прыжке одной или двумя руками.

16. Что такое фол в баскетболе? Какими они бывают.

- Фол - это совершение ошибки игроком, нарушение правил игры. Фолы бывают персональные, неспортивные, многократные, дисквалифицирующие, технические, обоюдные, командные.

17. Чего должен добиваться баскетболист, совершенствуя технику ведения мяча и умение ориентироваться во время игры?

- Важно уметь вести мяч без зрительного контроля за счёт периферического зрения и мышечного ощущения мяча.

18. Где может баскетболист эффективно закрепить освоенное не тренировках техническое действие?

- Во время игры.

19. Разъясните баскетбольный термин "двойное ведение мяча".

- Возобновление ведения мяча после задержки его рукой или касания мяча двумя руками одновременно во время ведения; эти действия квалифицируют как ошибку игрока.

20. Самый известный баскетболист России?

- Андрей Кириленко. Носит прозвище АК-47: АК - инициалы Кириленко, а 47 - его игровой номер в клубах НБА. Одновременно АК-47 - это название автомата Калашникова образца 1947 года.

ВИКТОРИНА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6-7 КЛАССОВ

на тему "Это должен знать каждый баскетболист".

1. Когда и где впервые начали играть в баскетбол?

- Зимой 1891 - 1892 года в США.

2. Когда и где впервые начали играть в баскетбол в России?

- В 1908 году в Петербурге.

3. Чем отличается мини-баскетбол от баскетбола?

- Высотой баскетбольной корзины, игровым временем, размером и весом баскетбольного мяча.

4. Какая нога является опорной и её нельзя отрывать от пола?

- Та, которая первой коснулась пола при остановке.

5. Сколько раз можно вести мяч?

- Один.

6. Сколько минутных перерывов может брать тренер за одну игру?

- В каждом тайме из 3-х первых - по одному, в 4-ом тайме - 2 раза по минуте и один перерыв в каждом дополнительном периоде.

7. Что означает правило 24 секунд?

- Команда, завладевшая мячом, имеет право 24 секунды на атаку.

8. Когда мяч вводится в игру из-за лицевой линии и сколько времени на это отводится?

- Когда противник забросит мяч в корзину, ввести мяч в игру можно в течение 5 секунд.

9. Опиши правило "трёх секунд".

- Игроки атакующей команды не должны стоять в зоне под кольцом больше трёх секунд. Это правило было введено для увеличения скорости игры, мобильности, зрелищности.

10. Сколько времени команда может владеть мячом на своей половине площадки?

- 8 секунд. За это время необходимо команде перевести мяч со своей половине площадки на площадку соперника.

11. Сколько времени есть у команды нападения, если она продолжает владеть мячом после нерезультативной атаки кольца?

- Если игроки нападения совершили бросок по кольцу и не попали, но подобрали мяч, у них есть 14 секунд на повторную атаку.

12. Назови основные способы передачи мяча. Какие ещё способы ты знаешь?

- Основные способы передачи: двумя руками от груди, одной рукой от груди. Другие способы: двумя руками от плеча, одной рукой от плеча, двумя и одной рукой снизу, одной рукой из-за спины.

13. Как правильно поймать передаваемый товарищем мяч?

- Сделать шаг навстречу мячу.

14. Когда нужно вести мяч так, чтобы он высоко отскакивал от пола?

- Если вблизи нет противника, веди мяч так, чтобы он высоко отскакивал от пола, этим ты выиграешь в скорости, если противник близко, веди мяч как можно ближе к полу.

15. Назови основные способы забрасывания мяча в корзину. Какие ещё способы ты знаешь?

- Основной способ - одной рукой от плеча. Другие способы: двумя руками над головой, одной или обеими руками снизу в движении.

16. Ты - защитник. Где ты должен стоять, если держишь нападающего с мячом?

- Между нападающим и кольцом.

17. Ты - защитник. У твоего нападающего нет мяча. Где ты должен стоять?

- Между нападающим и кольцом, но на некотором расстоянии от нападающего, чтобы одновременно иметь в поле зрения и его и мяч.

18. Как ловить мяч одной рукой?

- Навстречу летящему мячу вытягивается одна рука. Кисть с расставленными пальцами обращена ладонью внутрь-вперёд. Как только мяч касается кончиков пальцев, рука сгибается, обеспечивая амортизацию удара мяча, а кисть слегка поворачивается ладонью вверх для того, чтобы удержать мяч.

19. Как выполнить прыжок толчком двумя ногами?

- Прыжок выполняется из стойки. Игрок слегка приседает, а руки незначительно отводит назад для замаха. Резко отталкиваясь от площадки ногами, он делает активный мах руками вперёд-вверх с одновременным энергичным разгибанием туловища.

20. Как перехватывать мяч у противника при ведении?

- Догоняя нападающего, уходящего вперёд, лучше всего со стороны ведущей руки и, определив ритм толчков по мячу, быстрым рывком вперёд надо обогнать ведущего мяч и наложить руку на мяч раньше его. Переняв таким образом ведение, нужно быстро удалиться от противника.

21. Как производится добивание мяча?

- Для добивания мяча игрок должен высоко выпрыгнуть и вытянутыми руками встретить мяч в наиболее высокой точке, мягким движением кистей выполнить толчок, направляющий мяч в корзину.

22. Когда и где баскетболисты нашей (тогда СССР) страны впервые стали Олимпийскими чемпионами?

- В 1972 году на Олимпиаде в Мюнхене.

 

Тренировочные занятия

 

История развития баскетбола

Согласитесь, что Баскетбол - не только самый увлекательный, но и самый совершенный из игровых видов спорта. Он предпочтительней всех других по динамике, разнообразию игровых ситуаций, зрелищности и эмоциональности восприятия. Баскетбол не ограничивает количество разыгрываемых очков, как, например, волейбол или теннис, и победа со смешным сегодня счетом 19:8 в финальном матче мужских команд США и Канады на Берлинской олимпиаде в 1936 г. не менее убедительна, чем любая победа с трехзначным счетом в чемпионате NBA. Баскетбол не предполагает использования силовых приемов, человека нельзя сбивать с ног, толкать и впечатывать в борт, как в хоккее, поэтому баскетбол может себе позволить быть разнообразнее по индивидуальной технике, координации, пластике, и, как следствие, он более интеллектуален. Баскетбол не собирает таких громадных и неуправляемых аудиторий, как футбол, и не приводит к массовому психозу с побоищами, смертоубийством и крушением стадионов. Он вообще не предназначен исполнять роль клапана для стравливания паров социальной и межэтнической напряженности. Проще говоря, в баскетболе пламя зрительских сердец никогда не перекидывается на строения.

Если хоккей с шайбой (как теперь любят говорить) это бой гладиаторов, то баскетбол скорее сродни театральному действу с неограниченным простором для тренерской режиссуры, исполнительского мастерства и декорационно-оформительских способностей организаторов матчей и турниров. Строго говоря, у баскетбола есть лишь одно неоднозначное свойство: «вертикальная координата» предоставляет изначальное (и незаслуженное) преимущество высокорослым игрокам. Баскетбол растет вверх, становятся все более элитарным. Со всеми вытекающими отсюда потерями. Прежде всего - в массовости. Нет никакого другого вида спорта, где антропометрические параметры спортсмена (рост, длина рук и т.д.) были бы столь важны. Последнее отчасти компенсируется совершенствованием тактических приемов, эволюцией правил игры, да и само население Земли в среднем подрастает. (Порой, впрочем, использовались и чисто организационные меры. Так, в 1969 г. ФИБА, озабоченная гигантоманией, организовала в Испании чемпионат Европы среди баскетболистов, чей рост не превышал 190 см. По воспоминаниям очевидцев, посещаемость турнира была низкой: зритель проголосовал ногами против такого «усекновения». В прочем, еще не вечер...) И хотя извечный дуализм между совершенной техникой «малышей» и относительной беспомощностью сверхгулливеров, гроздьями висящих на кольцах после каждого броска сверху, еще долго не будет изжит, явление таких универсалов, как Геннадий Вольнов, Александр Белов и Арвидас Сабонис, вселяет надежды.

Баскетбол сегодня - самый гармонично развивающийся вид спорта. Он не зажат в тисках одной только интенсификации по принципу «атлетизм плюс скорость», как другие спортивные игры. В нем заложены богатейшие внутренние возможности для развития игрового мышления и совершенствования технических приемов.

История зарождения баскетбола

Заставка к этому разделу, напоминающая скамейку запасных, конечно же, метафора: жрецы в Древнем Египте в баскетбол не играли. Вообще, искать истоки современного баскетбола в глубине веков - дело, видимо, безнадежное. Слишком уж он ни на что не похож, слишком далек от естественных, изначальных двигательных навыков человека. Подпрыгивающий мяч, эта детская забава, безусловно же, завораживает. Как, впрочем, и любой другой периодический процесс: колебания маятника, вращение скакалки или популярный сегодня настольный сувенир Mobil, имитирующий вечный двигатель. В этом смысле человек недалеко ушел от кошки.

Конечно, идей всевозможных игр с мячом в истории человечества было гораздо больше, чем те несколько игр, которые оформились как современные виды спорта...

В качестве возможной предтечи баскетбола спортивные историки называют игры: «пок-тапок» (VII в. н. э., Центральная Америка); «тлачтли», относящуюся к культуре племени «майя» в Южной Америке, и «олламалитцли» (Мексика, XVI в.). Во всех этих далеких краях произрастает каучуковое дерево, поэтому «прамяч» был из каучука.

Однако сегодня является общепризнанным тот факт, что баскетбол не имеет исторических корней даже в иллюстративном плане. Он целиком придуман, как это и полагается любому произведению искусства.

Изобрел баскетбол Джеймс Нейсмит (1861-1939), преподаватель колледжа в Спрингфилде (шт. Массачусетс, США). Колледж принадлежал Ассоциации молодых христиан (YMCA). Позднее студенческим баскетболом в США стала руководить Национальная атлетическая ассоциация колледжей -NCAA. Через нее получили путевку в профессиональные клубы NBA практически все звезды американского баскетбола.

Открытие Джеймса Нейсмита

https://www.bestreferat.ru/images/paper/47/47/9494747.jpeg https://www.bestreferat.ru/images/paper/48/47/9494748.jpeg https://www.bestreferat.ru/images/paper/49/47/9494749.jpeg

Баскетбол, пожалуй, единственный из популярных видов спорта, дата и место возникновения которого доподлинно известны. Об этом знаменательном событии написан не один десяток книг, часто с вымышленными подробностями повествующих о первых шагах этого будущего пристрастия миллионов. И, тем не менее, имеет смысл хотя бы схематично обозначить основные моменты становления и развития баскетбола, искусственно изобретенной игры, сумевшей за считанные десятилетия завоевать сердца поклонников во всем мире, что само по себе представляется явлением беспрецедентным.

Уже, будучи преподавателем физкультуры, профессором колледжа в Спрингфелде, Джеймс Нейсмит столкнулся с проблемой создания игры для зимы штата Массачусетс, периода между соревнованиями по бейсболу и футболу.

Нейсмит полагал, что в связи с погодой этого времени года, лучшим решением будет изобрести игру для закрытых помещений.

Найсмит хотел создать подвижную игру для студентов Школы Христианских Рабочих, которая предполагала бы не только использование исключительно силы.

Он нуждался в игре, которую можно было бы проводить в закрытом помещении в относительно малом пространстве.

И вот, в декабре 1891 года, Джеймс Нейсмит представил своему гимнастическому классу в Спрингфилде (YMCA) свое безымянное изобретение.

Меньше чем за час, Джеймс Нейсмит, сидя за столом в своем офисе в YMCA сформулировал тринадцать правил игры в баскетбол.

Вот они:

1. Мяч может быть брошен в любом направлении одной или двумя руками

2. По мячу можно бить одной или двумя руками в любом направлении, но ни в коем случае кулаком

3. Игрок не может бегать с мячом. Игрок должен отдать пас или бросить мяч в корзину с той точки, в которой он его поймал, исключение делается для игрока, бегущего на хорошей скорости.

4. Мяч должен удерживаться одной или двумя руками. Нельзя использовать для удержания мяча предплечья и тело.

5. В любом случае не допускаются удары, захваты, удержание и толкание противника. Первое нарушение этого правила любым игроком, должно фиксироваться как фол (грязная игра); второй фол дисквалифицирует его, пока не будет забит следующий мяч и если имелось очевидное намерение травмировать игрока, на всю игру. Никакая замена не позволяется.

6. Удар по мячу кулаком – нарушение пунктов правил 2 и 4, наказание описано в пункте 5.

7. Если одна из сторон совершает три фола подряд, они должны фиксироваться как гол, для противников (это значит, что за это время противники не должны совершить ни одного фола).

8. Гол засчитывается, – если брошенный или отскочивший от пола мяч попадает в корзину и остается там. Защищающимся игрокам не позволяется касаться мяча или корзины в момент броска. Если мяч касается края, и противники перемещают корзину, то засчитываться гол.

9. Если мяч уходит в аут (за пределы площадки), то он должен быть выброшен в поле и первым коснувшимся его игроком. В случае спора выбросить мяч в поле, должен судья. Вбрасывающему игроку позволяется удерживать мяч пять секунд. Если он удерживает его дольше, то мяч отдается противнику. Если любая из сторон пытается затягивать время, судья должен дать им фол.

10. Судья должен следить за действиями игроков и за фолами, а также уведомлять рефери, о трех, совершенных подряд фолах. Он наделяется властью дисквалифицировать игроков согласно Правилу 5.

11. Рефери должен следить за мячом и определять, когда мяч находится в игре (в пределах площадки) и когда уходит в аут (за пределы площадки), какая из сторон должна владеть мячом, а также контролировать время. Он должен определять поражение цели, вести запись забитых мячей, а также выполнять любые другие действия, которые обычно выполняются рефери.

12. Игра состоит из двух половин по 15 минут каждая с перерывом в пять минут между ними.

13. Сторона, забросившая больше мячей в этот период времени является победителем.

С течением времени баскетбол изменялся…

Зимой 1891 года студенты колледжа Молодежной Христианской Ассоциации из Спрингфилда, штат Массачусетс, просто изнывали от тоски на занятиях физического воспитания, вынужденные выполнять бесконечные гимнастические упражнения, считавшиеся в то время едва ли не единственным средством приобщения молодежи к спорту. Однообразию таких занятий необходимо было срочно положить конец, внести в них свежую струю, которая способна была бы удовлетворить соревновательные потребности сильных и здоровых молодых людей.

Выход из казавшегося тупиковым положения нашел скромный преподаватель колледжа по имени Джеймс Нейсмит. В декабре того же года первая игра была сыграна футбольным мячом, а вместо колец он привязал две корзины из-под персиков к перилам балкона спортивного зала и, разделив восемнадцать студентов на две команды, предложил им игру, смысл которой сводился к тому, чтобы забросить большее количество мячей в корзину соперников. Начало было положено. Мог ли тогда доктор Нейсмит предполагать, какое великое будущее ждет его детище?

Вполне прагматично названная "баскетболом" (basket - корзина, ball - мяч) игра, конечно, лишь отдаленно напоминала то феерическое зрелище, которое известно нам под этим именем сегодня. Ведения мяча не существовало, игроки только перебрасывали его друг другу, стоя на месте, и стремились, затем закинуть в корзину, причем исключительно обеими руками снизу или от груди, а после удачного броска один из игроков забирался на приставленную к стене лестницу и извлекал мяч из корзины. С современной точки зрения действия команд показались бы нам вялыми и заторможенными, однако целью доктора Нейсмита было создать игру именно коллективную, в которую можно было бы вовлечь одновременно большое количество участвующих, и этой задаче его изобретение отвечало в полной мере.

Но вскоре, после первой игры, листок с правилами пропал…

А, несколько дней спустя, один из студентов Нейсмита, Франк Мэйхон (Frank Mahon), сознался в "преступлении”…

"Я взял их” – сказал Мэйхон своему учителю.

"Я знал, что эта игра будет иметь большой успех, и я взял их как сувенир.

Но сейчас я думаю, они должны принадлежать Вам…”

Уже 12 февраля 1892 года, изучив правила и освоив азы техники, студенты Спрингфилдского колледжа в присутствии ста зрителей провели первый в истории баскетбола "официальный" матч, мирно завершившийся с результатом 2:2. Его успех был настолько оглушительным, а слух о новой игре распространился с такой скоростью, что вскоре две спрингфилдские команды стали проводить показательные встречи, собирая на своих выступлениях сотни зрителей. Их почин подхватили студенты других колледжей, и уже на следующий год весь американский северо-восток был охвачен баскетбольной лихорадкой.

Стихийное образование любительских команд и лиг привело к тому, что студенты стремились заниматься исключительно баскетболом, предпочитая его не только таким традиционным игровым видам, как американский футбол и бейсбол, но и горячо любимой попечителями колледжей гимнастике. Чиновники Молодежной Христианской Ассоциации, вняв жалобам противников нового веяния, не стали закрывать глаза на такое вопиющее попирание основ учебного процесса и практически захлопнули перед баскетболом двери студенческих спортивных залов. Однако их стремление запретить стремительно набиравший популярность новый вид спорта было подобно попыткам вручную остановить разогнавшийся поезд.

Впрочем, в этих запретах при желании можно обнаружить и положительную сторону, ибо именно они спровоцировали проведение первого профессионального баскетбольного матча, то есть матча за деньги.

Случилось это в 1896 году, когда команда из Трентона, штат Нью-Джерси, для того, чтобы оплатить аренду зала, вынуждена была продавать билеты на свою игру. Расплатившись по окончании встречи с владельцами помещения, трентонская команда обнаружила, что у нее осталась часть вырученных за билеты денег, которая и была поровну поделена между игроками, сделав каждого из них богаче на 15 долларов...

Зарождение баскетбола в России
 
Родиной отечественного баскетбола является Санкт-Петербург. Факт этот общеизвестен и сомнений не вызывает.
Первое упоминание об этой игре в нашей стране принадлежит известному русскому пропагандисту физической культуры и спорта петербуржцу Георгию Дюпперону и относится оно к 1901 году. Еще в сентябре 1900 года в Петербурге был создан Комитет содействия нравственному и умственному развитию молодых людей. В его программе значилось чтение лекций по различным разделам жизнедеятельности человека. А уже в 1904 году в программе комитета появилась и физкультура, которая наряду с нравственным и умственным развитием добавила физическое. Обществу дали название "Маяк”. В отчете за 1907 год его деятельности (с 22.09.1906 по 22.09.1907) значилось упоминание о приглашении в Россию американского специалиста Э.Мораллера, который и поведал маяковцам о совершенно новой заморской игре. Получилось так, что с баскетболом в первую очередь были ознакомлены лучшие спортсмены "Маяка”. В конце 1906 года в Обществе были проведены первые баскетбольные поединки. Победителем первых соревнований неизменно становилась команда "лиловых” (по цвету маек), возглавляемая одним из лучших гимнастов общества С.Васильевым, названным впоследствии "дедушкой русского баскетбола”.
А уже в 1909 году состоялось событие, ставшее определенной вехой в истории не только отечественного, но и мирового баскетбола, В Петербург приехала группа членов американской ассоциации христиан. Из них и была составлена баскетбольная команда, которая, к общей радости петербуржцев, проиграла местной команде "лиловых” со счетом 19:28. Эта встреча проходила в новом зале Общества "Маяк” в доме № 35 на Надежденской улице (в советские времена - улица Маяковского). Именно эта историческая встреча в книге "Мировой баскетбол”, изданной в Мюнхене в 1972 году к 40,-летию баскетбольной федерации ФИБА, названа первым настоящим международным баскетбольным матчем.
Таким образом, получается, что именно Россия стала местом проведения первого международного баскетбольного матча на планете. Эти два события - первая игра, состоявшаяся в 1906 году, и первый международный матч 1909 года - и дали повод усомниться в определении даты рождения баскетбола в России. Многие годы юбилейные турниры проводились, ведя свой отсчет от 1906 года, вплоть до 80-летия отечественного баскетбола. Но затем была обнаружена одна неточность: в воспоминаниях уже небезызвестного нам "дедушки русского баскетбола” упоминалась та первая игра 1906 года, проведенная в зале общества
"Маяк” по Надежденской улице. Архивно установлено, что новый зал общества "Маяк” был введен в эксплуатацию несколько позже. Видимо, на этом основании некоторые горячие головы "решили” считать датой рождения баскетбола в России не 1906 год, а, скажем... 1909-й! И это после многократных юбилеев по случаю 50-летия - в 1956 году, 60-летия - в 66-м, 75-летия - в 81-м, наконец, 80-летия -в 86-м?
Вопрос этот не праздный. Его должны разрешить ученые-историки спорта, именно они могут внести необходимую ясность, чтобы поставить в этом вопросе окончательную точку. Но вернемся в Санкт-Петербург.
Благодаря усилиям "маяковцев” баскетбол вскоре стал распространяться в других спортивных обществах и учебных заведениях города, а после революции уверенно зашагал по стране и уже в 1920 году был внесен в школьную программу Всеобуча наравне с футболом в качестве обязательной дисциплины. В 21-м в Петербурге была создана первая в стране баскетбольная лига, председателем которой стал Ф.Юргенсон. И именно эта организация явилась прообразом нынешней федерации, и именно под ее эгидой в том же году впервые было проведено первенство города по баскетболу.
Большую работу проводили будущие федерации по организации всевозможных чемпионатов, турниров, а с 1923 года - чемпионатов страны сначала среди городов, а затем и среди спортивных обществ. Надо сказать, что ленинградские команды неоднократно становились чемпионами: в 23-м обе команды - и женская, и мужская, затем женская - в 35-м, а мужская - в 36-м. В 1955 году мужская команда Ленинграда стала чемпионом всесоюзных соревнований в закрытых помещениях среди сборных команд союзных республик, а также Москвы и Ленинграда. Затем звание чемпионов страны наши команды завоевывали еще четырежды: женская команда "Спартак” (гл. тренер С.Гельчинский) - в 1974 году и команда "Электросила” (гл. тренер Е.Кожевников) - в 1990 году; мужская команда "Спартак” в 1975 году стала чемпионом Советского Союза, а в 1992 году - чемпионом СНГ. Обе победы были одержаны под руководством тренера В.Кондрашина.
Большой вклад в организацию городского баскетбола, в проблемы роста молодых специалистов, в подготовку Мастеров высшей квалификации, прекрасно выступавших впоследствии в сборных командир СССР и России, в подготовку тренерских кадров вносила сначала секция баскетбола городского Комитета по физкультуре и спорту, а потом и федерации баскетбола Ленинграда (Санкт- Петербурга). В предвоенные и первые послевоенные годы во главе этих организаций стояли С.Гольштейн, М.Крутиков. В последующие годы федерацию возглавляли заслуженный мастер спорта В.Разживин, секретарь райкома партии Г.Семибратов, ответственный работник ЛенгорисполкомаБ.Лешуков, ученый и журналист М.Чупров и, наконец, генерал налоговой полиции Г.Полтавченко. В составе общественной организации, каковой являлась федерация, активно работали люди различных специальностей. Их вклад в развитие баскетбола в городе на Неве огромен. Можно вспомнить лишь немногих из них: В.Желдин, Ю.Герасимов, Е,Ершова, Б.Иванов, А.Дмитриев, Г.Ульяшенко, Ю.Апполонов, В.Шамис, Ю.Кузнецов, С.Чесноков, Н.Познанская, Е.Иванова, В.Тржескал, Ю. Портных, О.Вдовин, Ю.Алексеев, С.Афанасьев, В.Углянкин, О.Мамонтов, Д.Фролов и многие, многие другие. Основными направлениями в работе федерации были: массовый баскетбол, подготовка резерва, выступления команд мастеров, вопросы судейства, в том числе и подготовка судей, и пропаганда баскетбола в средствах массовой информации и на телевидении.
С распадом СССР отечественный баскетбол, как и другие виды спорта, как, впрочем, и вся российская жизнь, впал в затяжную кому. Переход со всесоюзных на российские рельсы сопровождался многими разрушительными процессами: финансовым крахом клубов и команд, исходом большого спорта из столиц, оттоком игроков и т.д. Наплыв и засилье легионеров вывели на первый план интересы клубов. Интересы сборных России были низведены до некоего факультатива. Вовсю зазвучал сакраментальный вопрос: «А за что играем - за Родину или за деньги?» И внятного ответа пока нет.
И если женская сборная России, в конце концов, смогла преодолеть этот спад, завоевав «серебро» на чемпионате мира-2002, выиграв чемпионат Европы в 2003 г. и завоевав «бронзу» на Олимпиаде в Афинах (тренер - В.П.Капранов), то мужской баскетбол угодил в глубокий системный кризис. Восьмые на чемпионате Европы (дважды подряд); десятые на чемпионате мира - это все же не наши места. Вдобавок, мужская сборная не смогла «отобраться» ни на Афинскую олимпиаду, ни на чемпионат мира-2006. Очевидно, нужен какой-то принципиально новый концептуальный подход, чтобы вывести мужской российский баскетбол из теперешнего кризиса, вернуть ему его прежнюю славу...
Подводя итоги первого века развития баскетбола в Советском Союзе и в России, хочется верить, что накопленные славные традиции не будут преданы забвению и российский мужской баскетбол вернет-таки утраченные ведущие позиции в Европе и мире, а женская сборная России окончательно закрепится на верхних строках европейских, мировых и олимпийских турниров, как, собственно, и было уже в 50-80-х годах прошлого века...