Анкета, изучения мнения родителей о качестве условий осуществления образовательной деятельности.
СООБЩИ О ФАКТЕ КОРРУПЦИИ
Уважаемые жители Чукотского автономного округа! Позвонив по «телефону доверия» 8 (42 722) 2-47-87
Вы сможете сообщить о фактах: коррупции, вымогательства, волокиты, злоупотребления служебным положением со стороны должностных лиц органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Чукотского автономного округа; недостойного поведения руководителей и специалистов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Чукотского автономного округа при исполнении должностных обязанностей.
Обращение должно содержать:
достоверные факты о действиях служащих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Чукотского автономного округа, содержащие признаки коррупции; фамилию, имя, отчество служащего (при наличии информации); фамилию, имя, отчество заявителя, контактные данные (почтовый адрес, телефон, электронный адрес), по которым будет направлен ответ.
Приём обращений по «телефону доверия» осуществляется в круглосуточном режиме. В рабочее время с 9.00 до 13.00 часов и с 14.30 до 18.00 часов. В нерабочее время, выходные и праздничные дни обращения граждан записываются в режиме автоответчика.
Выражаем благодарность за Вашу активную гражданскую позицию!
Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы можно посмотреть на Официальной странице сайта bas.gov.ru
В сети Интернет начал работу информационно-развлекательный портал для детей и подростков http://персональныеданные.дети На портале размещены различные материалы, которые были разработаны специалистами Роскомнадзора, в помощь детям понимать последствия, которые информационные технологии могут оказать на личную жизнь. Портал предоставляет инструменты и информацию, необходимые для принятия решений в вопросах виртуальной жизни. Сайт предназначен для молодых людей, которые с легкостью и энтузиазмом используют среду Интернет, а также для педагогов и родителей, которые хотят помочь детям понять важность конфиденциальности личной жизни при использовании цифровых технологий.
Уважаемые родители!
По вопросам незаконных сборов денежных средств в образовательном учреждении просим обращаться в Управление социальной политики по телефону 8(42737)4-23-56 на официальный сайт городского округа Певек http://go-pevek.ru, раздел «Обратная связь».
По вопросам нарушения действующего законодательства в сфере образования и защиты законных интересов обучающихся, Устава школы, незаконных сборов денежных средств в образовательном учреждении просим обращаться в администрацию учреждения, тел./факс: 8(42737) 4-17-02.
8-800-25-000-15 - Федеральная линия помощи "Дети онлайн" для детей, которые столкнулись с опасностью во время пользования Интернетом или мобильной связью, а также консультирования родителей и педагогов по безопасному использованию Интернета и мобильной связи.
Согласитесь, что Баскетбол - не только самый увлекательный, но и самый совершенный из игровых видов спорта. Он предпочтительней всех других по динамике, разнообразию игровых ситуаций, зрелищности и эмоциональности восприятия. Баскетбол не ограничивает количество разыгрываемых очков, как, например, волейбол или теннис, и победа со смешным сегодня счетом 19:8 в финальном матче мужских команд США и Канады на Берлинской олимпиаде в 1936 г. не менее убедительна, чем любая победа с трехзначным счетом в чемпионате NBA. Баскетбол не предполагает использования силовых приемов, человека нельзя сбивать с ног, толкать и впечатывать в борт, как в хоккее, поэтому баскетбол может себе позволить быть разнообразнее по индивидуальной технике, координации, пластике, и, как следствие, он более интеллектуален. Баскетбол не собирает таких громадных и неуправляемых аудиторий, как футбол, и не приводит к массовому психозу с побоищами, смертоубийством и крушением стадионов. Он вообще не предназначен исполнять роль клапана для стравливания паров социальной и межэтнической напряженности. Проще говоря, в баскетболе пламя зрительских сердец никогда не перекидывается на строения.
Если хоккей с шайбой (как теперь любят говорить) это бой гладиаторов, то баскетбол скорее сродни театральному действу с неограниченным простором для тренерской режиссуры, исполнительского мастерства и декорационно-оформительских способностей организаторов матчей и турниров. Строго говоря, у баскетбола есть лишь одно неоднозначное свойство: «вертикальная координата» предоставляет изначальное (и незаслуженное) преимущество высокорослым игрокам. Баскетбол растет вверх, становятся все более элитарным. Со всеми вытекающими отсюда потерями. Прежде всего - в массовости. Нет никакого другого вида спорта, где антропометрические параметры спортсмена (рост, длина рук и т.д.) были бы столь важны. Последнее отчасти компенсируется совершенствованием тактических приемов, эволюцией правил игры, да и само население Земли в среднем подрастает. (Порой, впрочем, использовались и чисто организационные меры. Так, в 1969 г. ФИБА, озабоченная гигантоманией, организовала в Испании чемпионат Европы среди баскетболистов, чей рост не превышал 190 см. По воспоминаниям очевидцев, посещаемость турнира была низкой: зритель проголосовал ногами против такого «усекновения». В прочем, еще не вечер...) И хотя извечный дуализм между совершенной техникой «малышей» и относительной беспомощностью сверхгулливеров, гроздьями висящих на кольцах после каждого броска сверху, еще долго не будет изжит, явление таких универсалов, как Геннадий Вольнов, Александр Белов и Арвидас Сабонис, вселяет надежды.
Баскетбол сегодня - самый гармонично развивающийся вид спорта. Он не зажат в тисках одной только интенсификации по принципу «атлетизм плюс скорость», как другие спортивные игры. В нем заложены богатейшие внутренние возможности для развития игрового мышления и совершенствования технических приемов.
История зарождения баскетбола
Заставка к этому разделу, напоминающая скамейку запасных, конечно же, метафора: жрецы в Древнем Египте в баскетбол не играли. Вообще, искать истоки современного баскетбола в глубине веков - дело, видимо, безнадежное. Слишком уж он ни на что не похож, слишком далек от естественных, изначальных двигательных навыков человека. Подпрыгивающий мяч, эта детская забава, безусловно же, завораживает. Как, впрочем, и любой другой периодический процесс: колебания маятника, вращение скакалки или популярный сегодня настольный сувенир Mobil, имитирующий вечный двигатель. В этом смысле человек недалеко ушел от кошки.
Конечно, идей всевозможных игр с мячом в истории человечества было гораздо больше, чем те несколько игр, которые оформились как современные виды спорта...
В качестве возможной предтечи баскетбола спортивные историки называют игры: «пок-тапок» (VII в. н. э., Центральная Америка); «тлачтли», относящуюся к культуре племени «майя» в Южной Америке, и «олламалитцли» (Мексика, XVI в.). Во всех этих далеких краях произрастает каучуковое дерево, поэтому «прамяч» был из каучука.
Однако сегодня является общепризнанным тот факт, что баскетбол не имеет исторических корней даже в иллюстративном плане. Он целиком придуман, как это и полагается любому произведению искусства.
Изобрел баскетбол Джеймс Нейсмит (1861-1939), преподаватель колледжа в Спрингфилде (шт. Массачусетс, США). Колледж принадлежал Ассоциации молодых христиан (YMCA). Позднее студенческим баскетболом в США стала руководить Национальная атлетическая ассоциация колледжей -NCAA. Через нее получили путевку в профессиональные клубы NBA практически все звезды американского баскетбола.
Открытие Джеймса Нейсмита
Баскетбол, пожалуй, единственный из популярных видов спорта, дата и место возникновения которого доподлинно известны. Об этом знаменательном событии написан не один десяток книг, часто с вымышленными подробностями повествующих о первых шагах этого будущего пристрастия миллионов. И, тем не менее, имеет смысл хотя бы схематично обозначить основные моменты становления и развития баскетбола, искусственно изобретенной игры, сумевшей за считанные десятилетия завоевать сердца поклонников во всем мире, что само по себе представляется явлением беспрецедентным.
Уже, будучи преподавателем физкультуры, профессором колледжа в Спрингфелде, Джеймс Нейсмит столкнулся с проблемой создания игры для зимы штата Массачусетс, периода между соревнованиями по бейсболу и футболу.
Нейсмит полагал, что в связи с погодой этого времени года, лучшим решением будет изобрести игру для закрытых помещений.
Найсмит хотел создать подвижную игру для студентов Школы Христианских Рабочих, которая предполагала бы не только использование исключительно силы.
Он нуждался в игре, которую можно было бы проводить в закрытом помещении в относительно малом пространстве.
И вот, в декабре 1891 года, Джеймс Нейсмит представил своему гимнастическому классу в Спрингфилде (YMCA) свое безымянное изобретение.
Меньше чем за час, Джеймс Нейсмит, сидя за столом в своем офисе в YMCA сформулировал тринадцать правил игры в баскетбол.
Вот они:
1. Мяч может быть брошен в любом направлении одной или двумя руками
2. По мячу можно бить одной или двумя руками в любом направлении, но ни в коем случае кулаком
3. Игрок не может бегать с мячом. Игрок должен отдать пас или бросить мяч в корзину с той точки, в которой он его поймал, исключение делается для игрока, бегущего на хорошей скорости.
4. Мяч должен удерживаться одной или двумя руками. Нельзя использовать для удержания мяча предплечья и тело.
5. В любом случае не допускаются удары, захваты, удержание и толкание противника. Первое нарушение этого правила любым игроком, должно фиксироваться как фол (грязная игра); второй фол дисквалифицирует его, пока не будет забит следующий мяч и если имелось очевидное намерение травмировать игрока, на всю игру. Никакая замена не позволяется.
6. Удар по мячу кулаком – нарушение пунктов правил 2 и 4, наказание описано в пункте 5.
7. Если одна из сторон совершает три фола подряд, они должны фиксироваться как гол, для противников (это значит, что за это время противники не должны совершить ни одного фола).
8. Гол засчитывается, – если брошенный или отскочивший от пола мяч попадает в корзину и остается там. Защищающимся игрокам не позволяется касаться мяча или корзины в момент броска. Если мяч касается края, и противники перемещают корзину, то засчитываться гол.
9. Если мяч уходит в аут (за пределы площадки), то он должен быть выброшен в поле и первым коснувшимся его игроком. В случае спора выбросить мяч в поле, должен судья. Вбрасывающему игроку позволяется удерживать мяч пять секунд. Если он удерживает его дольше, то мяч отдается противнику. Если любая из сторон пытается затягивать время, судья должен дать им фол.
10. Судья должен следить за действиями игроков и за фолами, а также уведомлять рефери, о трех, совершенных подряд фолах. Он наделяется властью дисквалифицировать игроков согласно Правилу 5.
11. Рефери должен следить за мячом и определять, когда мяч находится в игре (в пределах площадки) и когда уходит в аут (за пределы площадки), какая из сторон должна владеть мячом, а также контролировать время. Он должен определять поражение цели, вести запись забитых мячей, а также выполнять любые другие действия, которые обычно выполняются рефери.
12. Игра состоит из двух половин по 15 минут каждая с перерывом в пять минут между ними.
13. Сторона, забросившая больше мячей в этот период времени является победителем.
С течением времени баскетбол изменялся…
Зимой 1891 года студенты колледжа Молодежной Христианской Ассоциации из Спрингфилда, штат Массачусетс, просто изнывали от тоски на занятиях физического воспитания, вынужденные выполнять бесконечные гимнастические упражнения, считавшиеся в то время едва ли не единственным средством приобщения молодежи к спорту. Однообразию таких занятий необходимо было срочно положить конец, внести в них свежую струю, которая способна была бы удовлетворить соревновательные потребности сильных и здоровых молодых людей.
Выход из казавшегося тупиковым положения нашел скромный преподаватель колледжа по имени Джеймс Нейсмит. В декабре того же года первая игра была сыграна футбольным мячом, а вместо колец он привязал две корзины из-под персиков к перилам балкона спортивного зала и, разделив восемнадцать студентов на две команды, предложил им игру, смысл которой сводился к тому, чтобы забросить большее количество мячей в корзину соперников. Начало было положено. Мог ли тогда доктор Нейсмит предполагать, какое великое будущее ждет его детище?
Вполне прагматично названная "баскетболом" (basket - корзина, ball - мяч) игра, конечно, лишь отдаленно напоминала то феерическое зрелище, которое известно нам под этим именем сегодня. Ведения мяча не существовало, игроки только перебрасывали его друг другу, стоя на месте, и стремились, затем закинуть в корзину, причем исключительно обеими руками снизу или от груди, а после удачного броска один из игроков забирался на приставленную к стене лестницу и извлекал мяч из корзины. С современной точки зрения действия команд показались бы нам вялыми и заторможенными, однако целью доктора Нейсмита было создать игру именно коллективную, в которую можно было бы вовлечь одновременно большое количество участвующих, и этой задаче его изобретение отвечало в полной мере.
Но вскоре, после первой игры, листок с правилами пропал…
А, несколько дней спустя, один из студентов Нейсмита, Франк Мэйхон (Frank Mahon), сознался в "преступлении”…
"Я взял их” – сказал Мэйхон своему учителю.
"Я знал, что эта игра будет иметь большой успех, и я взял их как сувенир.
Но сейчас я думаю, они должны принадлежать Вам…”
Уже 12 февраля 1892 года, изучив правила и освоив азы техники, студенты Спрингфилдского колледжа в присутствии ста зрителей провели первый в истории баскетбола "официальный" матч, мирно завершившийся с результатом 2:2. Его успех был настолько оглушительным, а слух о новой игре распространился с такой скоростью, что вскоре две спрингфилдские команды стали проводить показательные встречи, собирая на своих выступлениях сотни зрителей. Их почин подхватили студенты других колледжей, и уже на следующий год весь американский северо-восток был охвачен баскетбольной лихорадкой.
Стихийное образование любительских команд и лиг привело к тому, что студенты стремились заниматься исключительно баскетболом, предпочитая его не только таким традиционным игровым видам, как американский футбол и бейсбол, но и горячо любимой попечителями колледжей гимнастике. Чиновники Молодежной Христианской Ассоциации, вняв жалобам противников нового веяния, не стали закрывать глаза на такое вопиющее попирание основ учебного процесса и практически захлопнули перед баскетболом двери студенческих спортивных залов. Однако их стремление запретить стремительно набиравший популярность новый вид спорта было подобно попыткам вручную остановить разогнавшийся поезд.
Впрочем, в этих запретах при желании можно обнаружить и положительную сторону, ибо именно они спровоцировали проведение первого профессионального баскетбольного матча, то есть матча за деньги.
Случилось это в 1896 году, когда команда из Трентона, штат Нью-Джерси, для того, чтобы оплатить аренду зала, вынуждена была продавать билеты на свою игру. Расплатившись по окончании встречи с владельцами помещения, трентонская команда обнаружила, что у нее осталась часть вырученных за билеты денег, которая и была поровну поделена между игроками, сделав каждого из них богаче на 15 долларов...
Зарождение баскетбола в России
Родиной отечественного баскетбола является Санкт-Петербург. Факт этот общеизвестен и сомнений не вызывает.
Первое упоминание об этой игре в нашей стране принадлежит известному русскому пропагандисту физической культуры и спорта петербуржцу Георгию Дюпперону и относится оно к 1901 году. Еще в сентябре 1900 года в Петербурге был создан Комитет содействия нравственному и умственному развитию молодых людей. В его программе значилось чтение лекций по различным разделам жизнедеятельности человека. А уже в 1904 году в программе комитета появилась и физкультура, которая наряду с нравственным и умственным развитием добавила физическое. Обществу дали название "Маяк”. В отчете за 1907 год его деятельности (с 22.09.1906 по 22.09.1907) значилось упоминание о приглашении в Россию американского специалиста Э.Мораллера, который и поведал маяковцам о совершенно новой заморской игре. Получилось так, что с баскетболом в первую очередь были ознакомлены лучшие спортсмены "Маяка”. В конце 1906 года в Обществе были проведены первые баскетбольные поединки. Победителем первых соревнований неизменно становилась команда "лиловых” (по цвету маек), возглавляемая одним из лучших гимнастов общества С.Васильевым, названным впоследствии "дедушкой русского баскетбола”.
А уже в 1909 году состоялось событие, ставшее определенной вехой в истории не только отечественного, но и мирового баскетбола, В Петербург приехала группа членов американской ассоциации христиан. Из них и была составлена баскетбольная команда, которая, к общей радости петербуржцев, проиграла местной команде "лиловых” со счетом 19:28. Эта встреча проходила в новом зале Общества "Маяк” в доме № 35 на Надежденской улице (в советские времена - улица Маяковского). Именно эта историческая встреча в книге "Мировой баскетбол”, изданной в Мюнхене в 1972 году к 40,-летию баскетбольной федерации ФИБА, названа первым настоящим международным баскетбольным матчем.
Таким образом, получается, что именно Россия стала местом проведения первого международного баскетбольного матча на планете. Эти два события - первая игра, состоявшаяся в 1906 году, и первый международный матч 1909 года - и дали повод усомниться в определении даты рождения баскетбола в России. Многие годы юбилейные турниры проводились, ведя свой отсчет от 1906 года, вплоть до 80-летия отечественного баскетбола. Но затем была обнаружена одна неточность: в воспоминаниях уже небезызвестного нам "дедушки русского баскетбола” упоминалась та первая игра 1906 года, проведенная в зале общества
"Маяк” по Надежденской улице. Архивно установлено, что новый зал общества "Маяк” был введен в эксплуатацию несколько позже. Видимо, на этом основании некоторые горячие головы "решили” считать датой рождения баскетбола в России не 1906 год, а, скажем... 1909-й! И это после многократных юбилеев по случаю 50-летия - в 1956 году, 60-летия - в 66-м, 75-летия - в 81-м, наконец, 80-летия -в 86-м?
Вопрос этот не праздный. Его должны разрешить ученые-историки спорта, именно они могут внести необходимую ясность, чтобы поставить в этом вопросе окончательную точку. Но вернемся в Санкт-Петербург.
Благодаря усилиям "маяковцев” баскетбол вскоре стал распространяться в других спортивных обществах и учебных заведениях города, а после революции уверенно зашагал по стране и уже в 1920 году был внесен в школьную программу Всеобуча наравне с футболом в качестве обязательной дисциплины. В 21-м в Петербурге была создана первая в стране баскетбольная лига, председателем которой стал Ф.Юргенсон. И именно эта организация явилась прообразом нынешней федерации, и именно под ее эгидой в том же году впервые было проведено первенство города по баскетболу.
Большую работу проводили будущие федерации по организации всевозможных чемпионатов, турниров, а с 1923 года - чемпионатов страны сначала среди городов, а затем и среди спортивных обществ. Надо сказать, что ленинградские команды неоднократно становились чемпионами: в 23-м обе команды - и женская, и мужская, затем женская - в 35-м, а мужская - в 36-м. В 1955 году мужская команда Ленинграда стала чемпионом всесоюзных соревнований в закрытых помещениях среди сборных команд союзных республик, а также Москвы и Ленинграда. Затем звание чемпионов страны наши команды завоевывали еще четырежды: женская команда "Спартак” (гл. тренер С.Гельчинский) - в 1974 году и команда "Электросила” (гл. тренер Е.Кожевников) - в 1990 году; мужская команда "Спартак” в 1975 году стала чемпионом Советского Союза, а в 1992 году - чемпионом СНГ. Обе победы были одержаны под руководством тренера В.Кондрашина.
Большой вклад в организацию городского баскетбола, в проблемы роста молодых специалистов, в подготовку Мастеров высшей квалификации, прекрасно выступавших впоследствии в сборных командир СССР и России, в подготовку тренерских кадров вносила сначала секция баскетбола городского Комитета по физкультуре и спорту, а потом и федерации баскетбола Ленинграда (Санкт- Петербурга). В предвоенные и первые послевоенные годы во главе этих организаций стояли С.Гольштейн, М.Крутиков. В последующие годы федерацию возглавляли заслуженный мастер спорта В.Разживин, секретарь райкома партии Г.Семибратов, ответственный работник ЛенгорисполкомаБ.Лешуков, ученый и журналист М.Чупров и, наконец, генерал налоговой полиции Г.Полтавченко. В составе общественной организации, каковой являлась федерация, активно работали люди различных специальностей. Их вклад в развитие баскетбола в городе на Неве огромен. Можно вспомнить лишь немногих из них: В.Желдин, Ю.Герасимов, Е,Ершова, Б.Иванов, А.Дмитриев, Г.Ульяшенко, Ю.Апполонов, В.Шамис, Ю.Кузнецов, С.Чесноков, Н.Познанская, Е.Иванова, В.Тржескал, Ю. Портных, О.Вдовин, Ю.Алексеев, С.Афанасьев, В.Углянкин, О.Мамонтов, Д.Фролов и многие, многие другие. Основными направлениями в работе федерации были: массовый баскетбол, подготовка резерва, выступления команд мастеров, вопросы судейства, в том числе и подготовка судей, и пропаганда баскетбола в средствах массовой информации и на телевидении.
С распадом СССР отечественный баскетбол, как и другие виды спорта, как, впрочем, и вся российская жизнь, впал в затяжную кому. Переход со всесоюзных на российские рельсы сопровождался многими разрушительными процессами: финансовым крахом клубов и команд, исходом большого спорта из столиц, оттоком игроков и т.д. Наплыв и засилье легионеров вывели на первый план интересы клубов. Интересы сборных России были низведены до некоего факультатива. Вовсю зазвучал сакраментальный вопрос: «А за что играем - за Родину или за деньги?» И внятного ответа пока нет.
И если женская сборная России, в конце концов, смогла преодолеть этот спад, завоевав «серебро» на чемпионате мира-2002, выиграв чемпионат Европы в 2003 г. и завоевав «бронзу» на Олимпиаде в Афинах (тренер - В.П.Капранов), то мужской баскетбол угодил в глубокий системный кризис. Восьмые на чемпионате Европы (дважды подряд); десятые на чемпионате мира - это все же не наши места. Вдобавок, мужская сборная не смогла «отобраться» ни на Афинскую олимпиаду, ни на чемпионат мира-2006. Очевидно, нужен какой-то принципиально новый концептуальный подход, чтобы вывести мужской российский баскетбол из теперешнего кризиса, вернуть ему его прежнюю славу...
Подводя итоги первого века развития баскетбола в Советском Союзе и в России, хочется верить, что накопленные славные традиции не будут преданы забвению и российский мужской баскетбол вернет-таки утраченные ведущие позиции в Европе и мире, а женская сборная России окончательно закрепится на верхних строках европейских, мировых и олимпийских турниров, как, собственно, и было уже в 50-80-х годах прошлого века...
Олимпийские игры в Древней Греции
1.1. Истоки, условия, место проведения Олимпийских игр
Греческая цивилизация одна из самых древних в мире. Она оставила неизгладимый след в мировой истории. До сих пор восхищаются ее философами, поэтами, математиками, скульптурами, архитекторами и, конечно, атлетами. Греки были одной из первых наций, у которых физические упражнения и спорт составляли повседневную жизнь.
Первые достоверные исторические данные о проведении Олимпийских игр относятся к 776 г. до н.э. Именно этот год выбит на найденной мраморной плите, на которой высечено имя Олимпийского победителя в беге эллийского повара Короибоса.
Зарождение Олимпийских игр в Древней Греции совпало по времени, когда историю делали мифы и легенды. По дошедшим до нас произведениям древнегреческих историков, философов и поэтов, мы узнаем, что Древние Олимпийские игры связывают с именами народного героя Геракла, легендарного царя Пелопса, спартанского законодателя Ликурга и эллинского царя Ифита.
Во второй оде древнегреческого поэта Пиндара говорится, что рождение Олимпийских игр связано с именем Геракла. В 1253 г. до н. э. эллинский царь Авгий отдал приказ Гераклу вычистить королевские конюшни, которые не убирались в течение года, за один день. Используя свою силу, Геракл изменил направление русел двух рек, пропустив их через конюшни, так что вода помогла ему сделать работу в срок. Когда царь отказался выполнять свое обещание и отдать Гераклу часть своих лошадей, то он убил царя и членов его семьи, устроив в честь этого большие состязания, посвященные Зевсу, которые якобы и положили начало Олимпийским играм.
Согласно другой легенде, основателем Игр назывался Пелопс. Выиграв в гонках на колесницах в память о своей победе он решает устраивать каждые четыре года Олимпийский праздник и проводить соревнования.
Но есть и третья, далеко не последняя, легенда возникновения Олимпийских игр. Легенда гласит, что эллинский царь Ифит после эпидемии чумы обратился к дельфийскому оракулу за предсказанием относительно дальнейших действий. Оракул ответил, что он должен воздерживаться от войн, укреплять связи с эллинскими городами и каждый год прибавлять к торжествам "Год радости". Так якобы возникла идея проведения Олимпийских игр. Поскольку Эллада враждовала главным образом со Спартой Ифит предложил спартанскому народному законодателю Ликургу совместно последовать этому совету. После долгих споров они заключили в 884 г. до н. э. соглашение, текст которого был высечен на металлическом диске. Согласно договору их проведения, а также для того, чтобы дать возможность атлетам и гостям прибыть на соревнования, объявлялось священное перемирие на три месяца. Несмотря на воинственность греков, эта договоренность свято соблюдалось. В случае нарушения священного перемирия, называемого "экихирия", жители Эллады имели право наложить на нарушителя денежный штраф и лишить город или человека права участия в предстоящих Олимпийских играх.
Некоторые исследователи утверждают, что Олимпийские игры проводились в честь праздника урожая. Поэтому и победители награждались оливковой веткой и венком. Время проведения Игр - август-сентябрь как бы подтверждает эту версию.
Слава Олимпии в древнем мире была очень велика. Ее прославляли поэты, о ней говорили историки, философы и ораторы, о ней слагали мифы и легенды. Пиндар посвятил Олимпии и играм многие из своих од. "Нет другой эвезды благороднее солнца, дающей столько тепла и блеска в пустыне неба. Так и мы прославляем те, что из всех Игр благородней, - Олимпийские игры" писал поэт.
Олимпия находилась в Северо-западной части Пелопоннеса, в 20 км от Ионического моря, 275 км от Афин и 127 км от Спарты. С южной стороны ее омывала река Алфей, с западной - река Кладей, а с северной находилась гора Кронос. На востоке простиралась низина, заливаемая в половодье водами Алфея. Выбор для олимпийского стадиона у горы Кронос объясняется тем, что склоны служили естественной трибуной для зрителей на которой располагалось по 40 тыс. человек.
На территории Олимпии находились: ипподром (730-336 м) на котором устраивались конные скачки; олимпийский стадион с местами на 50 тыс. зрителей и ареной примерно 213х29 м; гимнасий, двор, окруженный колоннадой, с дорожками для бега, площадками для метаний, борьбы, для различных упражнений, игр с мячом, комнатами для гигиенических процедур, банями и др.; к гимнасию примыкали жилые помещения для участников Олимпийских игр.
1.2. Виды упражнений в программе Игр, участники и победители Игр
На первых тринадцати Играх греки соревновались только в коротком беге на одну стадию, длина которой из-за разного шага отмеряющих судей была, как уже отмечалось, неодинакова - от 175 до 192,27 м. Именно от этого слова и произошло название "стадион". Самый большой стадий был именно в Олимпии, так как его, по преданию, отмерял сам Геракл. Этот вид бега более полвека был единственным состязанием на олимпийском празднике эллинов. Стартовали бегуны со специальных мраморных плит, в которых имелись углубления для пальцев.
Итак, в программу древних Олимпийских игр входили следующие виды - бег на 1,2 и 24 стадии; борьба; пятиборье (пентатлон); кулачные поединки; гонки на колесницах, запряженных двумя и четырьмя лошадьми; панкратион, бег в военном снаряжении, скачки.
Все желающие принять участие в Играх, за год от их открытия вносились в особые списки. Они давали клятву, что будут готовиться к предстоящим соревнованиям не менее десяти месяцев. Подготовка шла в специальных школах, пребывание в которых оплачивал сам участник. Затем за 30 дней до открытия Игр все потенциальные их участники прибывали в Олимпию на централизованный сбор. Их размещали в помещениях, примыкавших к гимнасии. Прибывшие на соревнования атлеты приступали к тренировкам под присмотрам специальных судей ("элланодиков"), которые затем занимались допуском спортсменов на Игры.
Первоначально в Олимпиадах принимали участие только жители Пелопонесса. Затем в них стали участвовать и представители соседних государств - Коринфа, Спарты и др. В период с УI до II в. до н. э. в Олимпийских играх могли участвовать только свободнорожденные греки. Рабы и люди негреческого происхождения, а также женщины к Играм не допускались.
Для регулярных тренировок атлетов в Олимпии существовали гимнасия и палестра.
Палестра представляла собой площадку, посыпанную песком, на которой атлеты занимались борьбой, кулачным боем, прыжками в длину. Нередко палестры назывались гимнассиями.
Олимпийский гимнассий, который соответствовал по размеру стадиону, имел открытие и крытые дорожки. Здесь занимались бегуны, метатели. Главной частью гимнассия был портик длиной 219,5 м и шириной 11,3 м. Именно тут была отмерена дорожка, точно соответствующая олимпийской дистанции, равная одной классической стадии.
Женщины не только не участвовали в Олимпийских играх, но им и запрещалось их смотреть. Только одна женщина - жрица богини Деметры имела право наблюдать за ними из ложи. В случае нарушения этого запрета, виновную сбрасывали со скалы.
За всю многовековую историю древних Олимпиад только одна женщина нарушила запрет и появилась в Олимпии во время Игр. Это была Ференика - дочь знаменитого кулачного бойца, которая руководила подготовкой своего сына к Играм. Когда юноша отправился в Олимпию, Ференика, переодевшись в костюм учителя гимнастики, последовала за ним. Ее сын одержал победу в кулачном поединке, и обрадованная мать, забыв об осторожности, бросилась его поздравлять. Все поняли, что период ними переодетая женщина, Ференике грозила казнь. И только просьбы зрителей спасли ее. Судьи помиловали женщину, но тут же постановили, что впредь тренеры, сопровождающих атлетов, должны во время Игр, сидеть обнаженными за особой оградой.
Победа на Олимпийских играх рассматривалась греками как знак доброго расположения богов к атлету, а также к городу, откуда он был родом. Особенно почетной считалась победа в стадиодроме. Именем атлета, который выиграл эти состязания, называлась следующая Олимпиада. Олимпиоников (победителей Игр) венчали в храме Зевса оливковой ветвью, срезанной золотым ножом в священной роще. Отметим, что от числа атлетов-победителей зависел политический престиж города в эллинском государстве.
Среди античных олимпиоников наибольших успехов добились Леонидас из Родоса, сдержавший 12 побед (164-152 г.г. до н. э.) в стадиодроме, диаулосе и беге в экипировке, Гермоген из Ксаифа - 0 побед (81-89 г.г. до н. э.) и Астилос из Кротона - 7 побед (488-476 г.г. до н. э.) в тех же видах бега, Хионис из Лаконии - 6 побед (664-656 г.г. до н. э.) - в беге и прыжках, Милон из Кротона - 6 побед (540-516 г.г. до н. э.) и Гипписфен из Спарты - 5 побед (624-608 г.г. до н. э.) - борьбе.
Популярность Игр достигла своего апогея в У и IУ в.в. до н. э. В них участвовали представители многих стран Средиземного моря - Африки, Италии, Сицилии и даже стран Азии. В этот период времени снимаются основные запреты, действовавшие ранее: к соревнованиям допускаются иностранцы, а также выходцы из малоимущих слоев населения.
Олимпийские игры не прекратились и тогда, когда могущество Эллады начало падать и греческие земли в 146 г. до н. э. завоевал Рим. В первые годы становления Римской империи ее знать и жители проявили большой интерес к Играм. В те годы Олимпия превратилась в процветающий туристический город с огромным числом спортсооружений и гостиниц. В Играх уже принимали участие не только греки и римляне, но и представители стран Азии и Африки. Постепенно профессионалы на Играх вытесняли любителей. Олимпийские игры становились более грубыми.
В 394 г. римский император Феодосий I, насильственно насаждавший христианство и усмотревший в играх языческий обряд, запретил проведение Олимпиад. В то же время, как отмечают многие историки, он лишь выполнил приговор времени - цели общества и ценности Олимпизма стали несовместимы.
В течение 1168 лет было проведено 293 Олимпиады. О многих аспектах древних Олимпийских игр судить довольно трудно. История донесла до наших не так много фактов, включая и имена победителей, их социальное происхождение.
Историки утверждают, что представители низших слоев населения активно стали выступать на Олимпиадах после 400 г. до н. э., а представители из высших слоев продолжали соревноваться главными образом в конных состязаниях.
1.3. Общекультурное значение Олимпийских игр
Будучи местом проведения Олимпийских игр, Олимпия была историческим и культурным центром Древней Греции с большим количеством древнейших памятников, строительство которых выходит к первой половине II тысячелетия до н. э. Святыми местами считались гора Кронос, курган Пелопса, алтари Зевса и Геи, Геракла и Гипподамии. Затем, появились храмы Зевса, Геры. В честь Игр в Олимпии было сооружено много красивых статуй, алтарей, храмов. Наиболее известным храмом был Олимпиум, в котором находилась большая статуя Зевса, высотой более 12 м, выполненная Фидиалом из слоновой кости и золота.
Олимпия сильно пострадала при Сулле, который позволил своим солдатам в 85 г. до н. э. разграбить ее сокровища. Известно, что он приказал 175-ю Олимпиаду 80 г. до н. э. проводить в Риме.
Во время римского периода Олимпийские игры постепенно утрачивали былой размах и значимость. Олимпия приходила в упадок.
Внимание к городу вновь усилилось во II в. н. э. На Олимпийские игры приезжали спортсмены из Александрии, Сирии, Финокии, Армении и т.д. Этот расцвет Олимпии связан с воздействием христианских идей на граждан Римской империи.
В IV в. н. э. Олимпийские игры потеряли многие свои традиции, о чем свидетельствует невнимание организаторов к фиксации имен победителей.
Вскоре после запрещения Олимпийских игр (394 г. н. э.) сооружения для проведения Игр были уничтожены, а в 522 и 551 г.г. н. э. сильные землетрясения окончательно разрушили Олимпию.
Древние Олимпийские игры выполняли важные культурные, педагогические, экономические, военно-прикладные и политические функции. Они способствовали объединению полисов, установлению священного перемирия, духовной и физической подготовке молодежи и, в конечном итоге, процветанию древнегреческой цивилизации.
О степени их популярности говорит хотя бы тот факт, что древнегреческий историк Тимей в основу летоисчисления положил счет времени по Олимпиадам. В тоже время Олимпийские игры существовали почти параллельно с рабовладельческим строем и являлись отражением его проблем и противоречий. Развитию Олимпизма мешало антидемократическое ограничение участия в соревнованиях, профессионализация, грубый индивидуализм и начало моральной деградации.
II. Возрождение Олимпийских игр
2.1. Исторические предпосылки возрождения международного Олимпийского движения
Историки называют много попыток возрождения древних олимпийских игр, имевшие место в ХVI-ХIХ в.в. Это были спортивные праздники, фестивали, но не Олимпиады.
Возрождению Олимпийских игр способствовали следующие предпосылки.
Во-первых, первые Олимпийские игры, за исключением средневековья, никогда не забывались. О них помнили. Интерес к ним особенно возрос после опубликования книги археолога И.Виккельмана о Древней Греции, а также о раскопках в Олимпии, начатых другим немецким археологом Э.Куртисом в 1875 г.
Во-вторых, в этот период времени в разных странах уже складывались свои системы физического воспитания: немецкая (И.Гутс-Мутс, Г.Фит, А.Шписс, Ф.Ян и др.), английская (Д.Локк, Т.Арнольд, Г.Спенсер), французская (Ж.-.Ж.Руссо, Д.Ф.Аморос, Ж.Демени), шведская (П.Х.Линг, Я.Линг), чешская (М.Тырш), русская (Е.А.Покровский, Е.М.Дементьев, П.Ф.Лесгафт).
В-третьих, в 1960-1880 г.г. начинаются широкие спортивные контакты, появляются национальные и первые международные спортивные объединения.
- 1863 г. в Англии, создается первое национальное объединение - футбольная лига;
- в 1864 г. состоялась встреча студенческих команд Кэмбриджского и Оксфордского университетов по легкой атлетике, включившие в себя бег на 440 ярдов, 200 и 120 ярдов с барьерами, стипль-чез, прыжки в длину и высоту;
- в 1881 г. создается Европейская ассоциация гимнастики;
- в 1888 г. в Америке создается любительский легкоатлетический союз и т.д.
В-четвертых, с выходом спорта на международную арену возникла необходимость проведения крупных комплексных соревнований. Появились предложения о включении спортивных организаций в программы международных ярмарок. Мысль о возрождении Олимпийских игр в конце ХIХ в. витала в воздухе. Эту идею смог воплотить в жизнь французский просветитель Пьер де Кубертен (1863-1937 г.г.).
2.2. Пьер де Кубертен - инициатор возрождения Олимпийских игр
Пьер де Кубертен родился 1 января 1863 года в Париже в семье живописца из древнего рода Фреда де Кубертена. В детстве он любил ездить верхом, заниматься фехтованием, греблей. В 12-летнем возрасте ему попалась книга "Школьные года Тома Брауна", переведенная с английского языка. Она и зародила в нем интерес к физическому воспитанию. Будучи ребенком, он вместе с родителями побывал в Италии, Германии, Австрии и Швейцарии. Юношей он несколько раз посещал Англию. Огромное влияние на него оказывала философия Томаса Арнольда, одного из пропагандистов английской школы физического воспитания с 1828 по 1842 г.г. Закончив лицей в Париже, он поступил в Парижский университет и после его окончания стал бакалавром искусства, науки и права. Затем он продолжил свое образование в Свободной школе политических наук в Париже, где близко познакомился с французской философией, историей английского образования. Большое влияние на него оказал отец Карон, профессор гуманистических наук и риторики, который преподавал ему греческий язык, историю римской империи и много рассказывал о древних Олимпийских играх. Несомненно, политические события, происходившие в Европе, и в первую очередь поражение Франции в войне с Пруссией, оказали огромное влияние на его воспитание и взгляды.
П. Кубертен посвятил себя образовательной реформе во Франции и изучению различных систем физического воспитания. В 1886-1887 г.г. П.Кубертен опубликовал несколько статей по этим проблемам. В отличие от многих современников он не копирует зарубежный опыт, а создает на его основе нечто новое, призывая, например, отказаться от военизированного воспитания молодежи на основе немецкой гимнастики.
По словам самого Кубертена, его кампания за возрождение Олимпийских игр началась 30 августа 1887 года после публикации статьи, в которой он обратил внимание французов на необходимость более разносторонней физической подготовки детей в школах и объявил о создании Лиги физического воспитания. В 1888 г. Кубертен издает книгу "Воспитание в Англии", а через год "Английское воспитание во Франции", в которых он уже делится своими замыслами с читателями.
Весной 1893 г. он был официальным представителем Франции на Всемирной выставке в Чикаго, во время которой состоялся Международный конгресс по физическому воспитанию. Он принял в нем участие, а также посетил ряд американских университетов. По пути домой в декабре 1893 г. он провел несколько дней в Лондоне и встретился с секретарем любительской спортивной ассоциации Г.Гербертом. 1 августа 1893 г. на собрании своего клуба Кубертен включил в повестку дня дополнительный вопрос относительно возможности возрождения Олимпийских игр.
2.3. Олимпийский конгресс (1894 г.) и его роль в олимпийском движении
В январе 1894 г. П.Кубертен разослал приглашения и программу конгресса во многие зарубежные клубы.
16 июня 1894 г. в 16.15 в большом зале Сорбоны собралось около 2000 чел. В последний момент в пригласительных билетах сделали запись "Конгресс возрождения Олимпийских игр".
На конгрессе присутствовали 79 делегатов от 49 спортивных организаций 12 стран, включая США, Италию, Испанию, Россию, Венгрию, Аргентину, Новую Зеландию, Бельгию, Швецию, Богемию. Делегаты конгресса были разбиты на две секции. Первая обсуждала проблемы любительства.
Накануне конгресса, 15 июня Кубертен в "Ревю Парижа" опубликовал статью "Возрождение Олимпийских игр". Поэтому обсуждение принципов олимпизма свелось в основном к тем пунктам, которые обозначил в своей статье Кубертен, а именно:
1. Как и древние фестивали, современные Олимпийские игры следует проводить каждые 4 года.
2. Возрожденные Игры (в отличие от древних Олимпиад) будут современными и международными. В них войдут те виды спорта, которые культивируются в ХIХ веке.
3. Игры будут проводится для взрослых.
4. Будут введены строгие определения "любителя". Деньги будут использоваться только для организации, строительства сооружений и проведения торжеств.
5. Современные Олимпийские игры должны быть "передвижными", т.е. проводиться в разных странах.
Наиболее важной частью работы второй секции явилось создание Международного олимпийского комитета (МОК), члены которого должны пропагандировать принципы современного олимпизма и представлять МОК в своих странах.
2.4. Создание МОК и его Хартия
Создание МОК на конгрессе следует считать одним из главных шагов в деле возрождения Олимпийских игр. Список его членов был подготовлен Кубертеном. Ими стали 15 чел. их 12 стран, в том числе Эрнест Каллет из Франции, генерал Бутовский из России, капитан Виктор Бальк из Швеции, профессор Уильям Слоан из США, юрист Гут Ярковский из Богемии, Ференц Кемени из Венгрии, Чарльз Герберт и лорд Эмптхилл из Англии, доктор Хосе Бенхамин Субнар из Аргентины, Леонард Кафф из Новой Зеландии, граф Луккези Палли и Дьюк Андрея Карафи из Италии, граф Максим де Буене из Бельгии. Генеральным секретарем МОК был избран Кубертен, а президентом МОК - Д.Викелас.
Димитриус Викелас (1835-1908) - греческий поэт и филолог. Участвовал в качестве представителя греческого гимнастического союза. При обсуждении на конгрессе вопроса об организации Игр I Олимпиады отстоял предложение об их проведении в 1896 г. в Афинах.
Избрание Д.Викеласа I президентом МОК способствовало положение Олимпийской Хартии о том, что президент МОК должен представлять страну, проводящую очередные Олимпийские игры.
Д.Викелас внес значительный вклад в организацию и проведение Игр I Олимпиады 1896 г. После их окончания он передал пост президента МОК Пьеру де Кубертену и посвятил себя литературной деятельности.
На I Олимпийском конгрессе была принята Олимпийская Хартия. Основные положения Хартии были разработаны Пьером де Кубертеном.
В Хартии записаны цели задачи МОК, его организация, структура, основные принципы Олимпийского движения.
Кубертен прежде всего заботился о том, чтобы МОК оказался по настоящему интернациональным. Не случайно в его названии сначала стоит "Международный", а затем уже "Олимпийский". Кроме того, многих из названиях членов он знал лично.
Кубертен нашел понимание у делегатов конгресса, который закончился триумфально.
I-е Олимпийские игры было решено провести в 1896 г. в Афинах. Король Греции прислал Кубертену 21 июня телеграмму с благодарностью членам конгресса о возрождении Олимпийских игр.
Процессу возрождения Олимпийских игр и создания МОК способствовал целый ряд факторов, среди которых следует назвать бурное развитие связи и транспорта, облегчивших обмен материальными и духовными ценностями между народами, проведения всемирных промышленных и торговых ярмарок, конференций, возникновение международных организаций, включая и спортивные.
Ясно, что Кубертен использовал древние обычаи как источник вдохновения с тем, чтобы лучше служить современному миру. Он разработал организацию и процедуру проведения Олимпийских игр, добавив элементы, которые, по его мнению, были необходимы для удовлетворений чаяний современного человечества. К ним следует отнести: интернациональный характер Игр, включение в программу большого количества соревнований и видов спорта, добровольное участие спортсменов-любителей, содействие дружбе к сотрудничеству между народами, развитие связей и обмен мнениями с целью укрепления мира во всем мире и уничтожение дискриминации и, наконец, создание МОК, который стал гарантом олимпизма.
Кубертен, как гуманист и просветитель, надеялся, что образование способно сыграть роль фактора примирения и позволит избежать социальных столкновений. Он мыслил олимпизм, как средство познания народами друг друга, как носитель ценностей, позволяющих людям уважать друг друга. Кубертен не подвергал сомнению основы своего общества. Он просто хотел, чтобы существование в нем проблемы и противоречия решались мирно без войны и кровавых конфликтов. Для достижения этой цели он ратует за олимпизм как воспитательное движение, как средство взаимопонимание между людьми и странами.
Пьер де Кубертен обратил внимание на то, что на Древних Олимпийских играх атлеты давали клятву о честности и справедливой борьбе за победу. "Клятва античных атлетов была публичным проявлением их духовной красоты. Мы должны вернуться к чему-то подобному. Мы должны это сделать, иначе станем свидетелями упадка современного спорта, которому угрожает коррупция", - писал Кубертен. Идея разработки клятвы спортсмена была поддержана в руководстве МОК. Слова этой клятвы впервые были произнесены на Играх 1920 г. бельгийским фехтовальщиком В.Буэном.
По инициативе Кубертена латинское изречение "Быстрее, выше, сильнее", красовавшееся на входе в доминиканский лицей в Париже становится олимпийским девизом.
С 1901 по 1914 г.г. Кубертен издавал ежемесячный журнал "Ревю олимпик", в котором была отражена деятельность МОК и все что связано с олимпизмом и с Олимпийскими играм. В этот период были написаны многие известные его работы: "Психология спорта", "Новые формы физического воспитания", "Нагота и спорт", "Почему я возродил Олимпийские игры", "Спортивная педагогика", "Очерки по спортивной психологии", "Всемирная история" (4 тома). В 1931 г. он издал "Олимпийские мемуары".
Пьер де Кубертен умер в 1937 году, похоронен в Лозанне. Сердце, по желанию самого Кубертен захоронено в Олимпии.
Многие сегодня называют его идеалистом. Да, несомненно, он переоценивал значение спорта. Но несмотря на утопический характер некоторых идей Кубертена они проникнуты благородством и гуманизмом. Такие его идеи, как доступность спорта народу, воспитание гармонично развитой личности, интернационализм, влияние спорта на улучшение мира и др., стали сегодня реальностью.
Пьер де Кубертен был сторонником либеральной демократии и нес в себе гуманистический заряд эпохи Возрождения. Он пытался средствами педагогики, и в первую очередь через физическое воспитание и спорт, реформировать межчеловеческие и международные отношения.
2.5. Вступление России в Олимпийское движение
Древние Олимпийские игры вызывали интерес у представителей российской общественности.
В конце XVII начале ХVIII веков в России создается Славяно-Греко-Латинская Академия в которой изучались греческий язык, философия и литература. В литературе по учебным дисциплинам имеются ссылки на древние Олимпийские праздники. Проведение таких праздников в России стало реальностью, когда Екатерина II в 1766 г. устроила своеобразный турнир, состоящий из состязаний в верховой езде и демонстрации костюмов. Турнир проводился в Санкт-Петербурге 16 июня и 11 июля 1766 г. и назывался придворной каруселью.
Победители турниров награждались специальными золотыми и серебряными медалями с надписью: "С алфеевых на невские берега". Известно, что древние Олимпийские игры проходили в долине реки Алфей, следовательно можно говорить о существовании прямой связи между древними Олимпийскими играми и турнирами в Санкт-Петербурге. Как отмечает профессор В.В.Столбов, в статье "Русско-советская Олимпийская Одиссея", к понятию "Олимпийские игры" в России неоднократно обращались ученые (Ломоносов М.В.), поэты и писатели (Баратынский Е.А., Жуковский В.А.), просветители и общественные деятели (Назарян С., Тиханович П.), в конце ХIХ в. многие художники в своих работах отражали тему Олимпийских игр (В.Верещагин, К.Гун, Н.Дмитриев), скульптор И.П.Панфилов в 1871 г. получил золотую медаль за барельеф "Олимпийские игры дискоболов".
Известные ученые в своих работах также обращались к теме Олимпийских игр. Так выдающийся ученый начала ХХ века основатель русской оригинальной системы физического воспитания П.Ф.Лесгафт много внимания уделил древним Олимпийским играм. В работе "Исторический очерк" он отмечал их важное значение для эстетического и нравственного воспитания молодежи.
Развитие научно-теоретических вопросов связанных с Олимпийскими играми способствовало созданию базиса для вступления России в Международное Олимпийское движение. Помимо теоретических вопросов в России со середины ХIХ века бурно начинают развиваться такие виды спорта как большой теннис, парусный, конькобежный, велосипедный спорт, легкая атлетика. Появляются первые чемпионы мира, такие как Н.Струнников - неоднократный чемпион мира и Европы по конькобежному спорту, прозванный зарубежными специалистами "славянским чудом", П.Заковорот - чемпион Мира по фехтованию, неоднократными победителями разных международных соревнований по велосипедному спорту были Сергей Уточкин и Алексей Бутыжкин и многие другие.
Видные государственные и общественные деятели России принимали активное участие в Олимпийском движении.
На I Олимпийском конгрессе в 1894 г. избран членом МОК для России А.Д.Бутовский (1894-1900), который был автором многих трудов по теории и методике физической подготовки в армии и учебных заведениях. Педагог, генерал русской армии, как член МОК он внес заметный вклад в организацию и проведение Игр I Олимпиады в Афинах. А.Д.Бутовский выступал активным пропагандистом Олимпийских идей в России. Участвовал во многих Олимпийских конгрессах, где выступал с научными докладами.
Помимо А.Д.Бутовского членами МОК для России были: граф Г.И.Рибопьер (1900-1913), который являлся крупнейшим меценатом спорта, был президентом Санкт-Петербургского атлетического общества и покровительствовал развитию в России борьбы и тяжелой атлетики, князь С.К.Белосельский-Белозерский (1900-1908) был генералом русской армии как меценат клуба "Спорт" (Петербург) уделял внимание развитию спорта в России, князь С.А.Трубецкой (1908-1910) также являлся сторонником развития русского спорта и Олимпийского движения, князь Л.В.Урусов (1910-1913) также пропагандировал Олимпийское движение в России, Г.А. Дюперон (1913-1915) был председателем Петербургского общества содействия физическому развитию учащейся молодежи. Как видный теоретик и историк русского спорта организовал и впоследствии руководил многими общественными спортивными организациями Петербурга и Москвы. С момента создания Российского Олимпийского комитета (1911 г.) был его секретарем.
Вопрос об участии России в Олимпийских играх встал в 1896 г., когда ее представители А.Д.Бутовский и Н.Риттер побывали на Играх I Олимпиады.
Были предприняты неоднократные попытки добиться участия русских спортсменов в Олимпийском движении, однако отсутствие правительственной поддержки и средств, слабость и разобщенность спортивных организаций, а также недоверие многих скептиков, не веривших в успех Олимпийских игр и их реальное существование послужило причинами отсутствия представителей России на спортивных аренах первых трех Олимпиад.
Лишь в 1908 г. по инициативе спортивных клубов и обществ на Игры в Лондон впервые отправились спортсмены России. Делегация состояла из 8 человек. Первым русским чемпионом стал фигурист Н.Панин-Коломенкин. Борцы А.Петров и Н.Орлов были удостоены серебряных медалей.
Успешный дебют спортсменов России вызывал широкий резонанс у русской спортивной общественности. Участие в последующих Играх У Олимпиады в 1912 г., а также заинтересованность в дальнейших успехах русского спорта на Олимпийских играх способствовало созданию в 1911 г. Российского Олимпийского комитета (РОК). Его возглавил председатель Петербургского общества любителей бега на коньках В.И. Срезневский, а секретарем был избран Г.А.Дюперрон.
После образования РОК начинают создаваться его филиалы на местах. Так в тот период времени были созданы Петербургский, Киевский, Одесский и Прибалтийский олимпийские комитеты.
Впервые Россия официально принимала участие на Играх У Олимпиады в 1912 г. Команда России состояла из 170 спортсменов, выступавших во всех разделах олимпийской программы. Результаты оказались скромными: 2 серебряные и 2 бронзовые награды и предпоследние место в неофициальном командном зачете было расценено как поражение.
Для более целенаправленной подготовки к Играм УI Олимпиады в 1916 г., а также для дальнейшего развития спортивного движения, в России проводятся в 1913 и 1914 г.г. Всероссийские Олимпиады, программа которых во многом была сходной с Олимпийской.
Однако с началом I мировой войны Игры УI Олимпиады в 1916 г. не проводились. После ее окончания Россия в силу внутренних и внешних причин не принимала участия в Олимпийских играх до 1952 г.
Рациональное питание.
В физической подготовке, помимо рационального построения занятий, большое значение имеет организация правильного питания, обеспечивающая ускорение восстановительных процессов после тренировочных нагрузок и высокую работоспособность занимающихся. В своей основе питание не является чем-то совершенно особенным, оно лишь удовлетворяет повышенные запросы организма и отвечает требованиям специфики подготовки.
В прежние времена специалистам физической подготовки при планировании нагрузок зачастую приходилось иметь дело с недостаточным питанием своих подопечных. Сегодня на первый план выступают в основном последствия переедания, приводящие к ожирению, снижению физической работоспособности. Спутником переедания является целый «букет болезней цивилизации» и, как следствие, сокращение средней продолжительности жизни.
К режиму питания необходимо подходить с рациональных позиций. Основные требования к питанию следующие: потребляемая пища не должна быть тяжёлой (т.е. не содержать ничего лишнего, что перегружало бы организм), она должна обладать высокими вкусовыми качествами, быть полноценной и разнообразной. Приём пищи должен быть регулярным, дробным (3-5 раз в день) и, желательно, в одни и те же часы.
В пище содержатся богатые энергией питательные вещества, белки, витамины, соли, микроэлементы, клетчатка, вода и другие необходимые для нормальной жизнедеятельности компоненты. Поэтому оптимальное удовлетворение потребностей организма при больших физических нагрузках представляет собой важную предпосылку для решения задач физической подготовки.
Энергия в пище содержится в виде белков, жиров и углеводов . В организме все они расщепляются с образованием соединений, менее богатых энергией.
С энергетической точки зрения питательные вещества могут взаимозаменяться в соответствии с их калорической ценностью.
Почти все ткани организма в ходе структурного метаболизма претерпевают постоянный распад и обновление, либо превращение. Этот процесс не сводится к простой перестройке одного и того же количества компонентов. Напротив, для него требуется постоянное количество новых веществ. Это связано, в частности, с потерей организмом некоторых структур. Такие потери касаются главным образом белков.
Поэтому все питательные вещества выполняют не только энергетическую, но и пластическую функцию – используются для построения структур и синтеза секретов. Пищевой рацион должен содержать некоторое минимальное количество белков, жиров и углеводов. Если поступление этого минимального количества обеспечивается, то остальная часть может быть заменена. Особенно тяжёлые нарушения в организме возникают при недостаточном поступлении белков.
Белки представляют собой полимерные соединения, состоящие из отдельных аминокислот , которые и используются при синтезе соединений, необходимых организму для обеспечения жизнедеятельности и построения его структур. В состав пищи должны входить белки, содержащие незаменимые аминокислоты: они либо вообще не образуются в организме, либо образуются недостаточно. Поэтому белки не могут быть заменены жирами и углеводами.
Белки содержатся как в животной, так и в растительной пище. Основными источниками животных белков служат мясо, рыба, молоко, молочные продукты и яйца. В хлебе, картофеле, бобовых имеется относительно высокое содержание растительных белков, а в небольших количествах они содержаться почти во всех фруктах и овощах.
При безбелковой диете, полностью удовлетворяющей потребности организма человека в энергии, потери белка составляют 13-17 грамм в сутки. Но даже если в рацион включить это количество белка, то белкового равновесия не наступит, так как:
во-первых, по неизвестным причинам потребление белка сопровождается повышенным выведением азота;
во-вторых, доля пищевых белков, идущая на построение белка самого организма, зависит от их аминокислотного состава, т.е. биологическая ценность разных белков для человека различна и определяется содержанием в них незаменимых аминокислот.
Показателем этой биологической ценности может быть количество белка организма, восполняющееся при потреблении 100 граммов пищевого белка. Для животного белка этот показатель составляет 80-100 г, а для растительных белков – лишь 60-70г. это связано с тем, что в растительных белках содержание незаменимых аминокислот в неадекватном для человека соотношении.
Жиры состоят, главным образом, из смеси различных триглицеридов. Различают насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты. Ряд ненасыщенных жирных кислот, необходимых для жизнедеятельности, в организме не синтезируется – это незаменимые жирные кислоты. Поскольку незаменимые жирные кислоты необходимы также и для синтеза фосфолипидов, они играют важнейшую роль построении клеточных структур и, в частности, митохондрий – клеточных «электростанций», осуществляющих аэробный метаболизм. Для человека важнейшей незаменимой жирной кислотой является липоевая.
Жиры обязательно входят в состав почти всех продуктов животного происхождения, а также имеются в семенах растений, например орехах.
Растительные жиры характеризуются высоким содержанием ненасыщенных жирных кислот. В гидрогенизированных (искусственно превращённых в твёрдые) растительных жирах таких кислот не содержится.
После всасывания, жиры либо претерпевают окислительный распад, либо откладываются в тканях, образуя запас энергии.
Углеводы служат главным источником энергии для жизнедеятельности клеток. Энергетические потребности головного мозга покрываются почти исключительно за счёт глюкозы. Скелетные мышцы, напротив, при недостаточном поступлении глюкозы могут расщеплять жирные кислоты. Глюкоза выполняет не только энергетическую функцию, но используется также в качестве строительного материала для синтеза многих важных веществ организма.
Основными углеводными молекулами являются простые сахара – моносахариды. Соединения из двух и более моносахаридов называются ди-, олиго- или по-лисхаридами. Главным углеводом в рационе человека служит такой полисахарид, как растительный крахмал. В организме углеводы запасаются в виде гликогена – животного крахмала.
Человек потребляет почти исключительно растительные углеводы. Фрукты, овощи, картофель, зелёные растения, злаки содержат не только усвояемые углеводы, но также большое количество клетчатки – неперевариваемые углеводы типа целлюлозы.
Потребление пищи сопровождается повышением интенсивности обменных процессов. При потреблении смешанной пищи метаболизм увеличивается примерно на 6 %, а при потреблении белков возрастает ещё в большей степени. Таким образом, при питании только белковой пищей для обеспечения функционирования организма приходится затрачивать больше энергии, чем при потреблении её вместе с жирами и углеводами.
Гигиена, а также естественные условия внешней среды (воздействие солнечных лучей, воздуха, воды) являются средствами физического воспитания. Физическая культура не должна исчерпываться одними лишь физическими упражнениями в виде спорта, гимнастики, подвижных игр и прочего, но должна обхватывать общественную и личную гигиену труда и быта, использование естественных сил природы, правильный режим труда и отдыха.
Гигиена - наука о здоровье, о создании условий, благоприятных для сохранения человеком здоровья, о правильной организации труда и отдыха, о предупреждении болезней. Её целью является изучение влияния условий жизни и труда на здоровье людей, предупреждение заболеваний, обеспечение опти-мальных условий существования человека, сохранение его здоровья и долголетия. Гигиена является основой профилактики заболеваний.
Основные задачи гигиены : изучение влияния внешней среды на состояние здоровья и работоспособность людей; научное обоснование и разработка гигиенических норм, правил и мероприятий по оздоровлению внешней среды и устранению вредно действующих факторов; научное обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил и мероприятий по повышению сопроти-вляемости организма к возможным вредным влияниям окружающей среды в целях улучшения здоровья и физического развития, повышения работоспособнос-ти.
Санитария - практическое осуществление требований гигиены, выполнение необходимых гигиенических правил и мероприятий.
В ходе развития гигиены сформировался ряд гигиенических дисциплин : гигиена труда, социальная гигиена, гигиена детей и подростков, гигиена физической культуры и спорта и др.
Гигиена физической культуры и спорта, изучающая взаимодействие организма занимающихся физической культурой и спортом с внешней средой, играет важную роль в процессе физического воспитания. Гигиенические положения, нормы и правила широко используются в физкультурном движении.
Гигиенические положения занимают столь большое значение потому, что без них невозможно выполнить основные задачи по всестороннему и гармоничному развитию людей, сохранению на долгие годы крепкого здоровья и творческой активности, по подготовке населения к высокопроизводительному труду и защите Родины.
Молодые специалисты, оканчивающие вузы страны, должны хорошо знать основные положения личной и общественной гигиены и умело применять их в быту, учёбе, на производстве.
Гигиена физической культуры и спорта включает разделы : личная гигиена, закаливание, гигиена жилища, гигиенические требования к спортивным сооружениям и местам занятий физическими упражнениями, вспомогательные гигиенические средства восстановления и повышения работоспособности.
Гигиенические основы закаливания
Под закаливанием понимают систему гигиенических мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям различных метеорологических факторов (холода, тепла, солнечной радиации, пониженного атмосферного давления).
Важную роль закаливание играет в профилактике простудных заболеваний. Эти болезни имеют широкое распространение, и их удельный вес в общей заболеваемости составляет 20-40%. Систематическое применение закаливающих процедур снижает число простудных заболеваний в 2-5 раз, а в отдельных случаях почти полностью исключает их возникновение. Вместе с этим закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, улучшает кровообращение, повышает тонус центральной нервной системы, нормализует обмен веществ.
Закаливание в своей основе представляет своеобразную тренировку всего организма, и прежде всего терморегуляционного аппарата, к действию различных метеорологических факторов. В процессе закаливания при многократном воздействии специфических раздражителей под влиянием нервной регуляции формируются определённые функциональные системы, обеспечивающие приспособительный эффект организма. При этом приспособительные реакции происходят в нервной системе, в эндокринном аппарате, во внутренних органах, на тканевом и клеточном уровнях. Благодаря этому организм получает возможность безболезненно переносить чрезмерное воздействие холода, высокой температуры и т. п.
Повышение устойчивости организма к воздействию определённых метеорологических факторов под влиянием закаливающих процедур обусловливает специфический эффект закаливания.
Неспецифический эффект закаливания проявляется главным образом в его оздоровительном влиянии на организм. Закаливающие процедуры способствуют повышению физической и умственной работоспособности, укрепляют здоровье, снижают заболеваемость.
Закаливание может осуществляться в ходе специально организованных занятий, в процессе приёма закаливающих процедур и в повседневной жизни.
Приступать к закаливанию можно практически в любом возрасте. Однако чем раньше оно начато, тем здоровее и устойчивее будет организм. Предварительно следует обязательно посоветоваться с врачом. Он не только проверит состояние здоровья, но и поможет установить форму закаливающих процедур и их дозировку. При острых заболеваниях и явлениях обострения хронических недугов принимать закаливающие процедуры нельзя. В процессе закаливания необходимо систематически консультироваться с врачом и проверять эффективность процедур.
Закаливание организма может быть успешным только при правильном проведении соответствующих процедур. На основании исследований и практического опыта были установлены следующие основные гигиенические принципы закаливания :
· систематичность,
· постепенность,
· учёт индивидуальных особенностей,
· разнообразие средств и форм,
· активный режим,
· сочетание общих и местных процедур,
· самоконтроль.
Принцип систематичности требует регулярного (ежедневного) на протяжении всего года выполнения закаливающих процедур. Длительные перерывы в закаливании ведут к ослаблению или полной утрате приобретённых защитных реакций. Обычно через 2-3 недели после прекращения процедур устойчивость организма к закаливающему фактору понижается.
Постепенное и последовательное увеличение дозировки процедур – обязательное условие правильного закаливания. Оно должно начинаться с небольших доз и простейших способов.
При выборе дозировки и форм проведения закаливающих процедур необходимо учитывать индивидуальные особенности организма (возраст, состояние здоровья).
Разнообразие средств и форм процедур обеспечивает всестороннее закаливание. Это вызвано тем, что устойчивость организма повышается только к тому раздражителю, действию которого он многократно подвергался. Так, повторное действие холода вызывает повышение устойчивости только к холоду, повторное действие тепла, наоборот, - только к теплу.
Эффективность закаливания увеличивается, если его проводить при активном режиме, т. е. если выполнять во время процедур физические упражнения или какую-либо мышечную работу. Особенно высокая степень устойчивости организма была отмечена у лиц, применяющих закаливание в сочетании с физическими упражнениями, которые выполнялись при резко меняющихся температурных условиях. Поэтому занятия такими видами спорта, как плавание, лыжный и конькобежный спорт, лёгкая атлетика, альпинизм и туризм, дуют высокий закаливающий эффект.
Закаливающие процедуры разделяют на общие, когда воздействию подвергается вся поверхность тела, и местные, направленные на закаливание отдельных участков тела. Местные процедуры оказывают менее сильное действие, чем общие. Но добиться полезного эффекта можно и при местном закаливании, если умело подвергать воздействию температурных факторов наиболее чувствительные к охлаждению участки тела - ступни, горло, шею. Сочетание общих и местных закаливающих процедур в значительной степени повышает устойчивость организма к неблагоприятным внешним факторам.
В процессе закаливания необходим постоянный самоконтроль. Показателями правильного проведения закаливания и его положительных результатов являются: крепкий сон, хороший аппетит, улучшение самочувствия, повышение работоспособности и др. Появление бессонницы, раздражительности, снижение аппетита, падение работоспособности указывают на неправильное проведение закаливания. В этих случаях необходимо изменить форму и дозировку процедур и обратиться к врачу.
Гигиенические требования к спортивным сооружениям
Спортивные сооружения должны соответствовать установленным санитарно-гигиеническим требованиям и нормам. К гигиеническим требованиям спортивных сооружений предъявляются особо высокие требования, так как от их санитарного состояния зависит оздоровительный эффект занятий физическими упражнениями и спортом.
После сдачи спортивного сооружения в эксплуатацию работники санитарно-эпидемиологической станции и врачебно-физкультурных диспансеров, а также специалисты по физической культуре и спорту должны систематически проводить текущий санитарный надзор этих помещений. Замечания и предложения представителей органов санитарного надзора записываются в санитарный журнал, который должен иметься на всех спортивных сооружениях. Кроме того, на каждом спортивном объекте необходимо иметь правила внутреннего распорядка, согласованные с санитарно-эпидемиологической станцией. Ответственность за несоблюдение санитарно-гигиенических норм, правил содержания и эксплуатации спортивных сооружений несёт администрация данного сооружения. При нарушении санитарно-гигиенических норм и правил администрация привлекается к ответственности.
Гигиенические требования к крытым спортивным сооружениям.
Спортивные помещения (залы, манежи, плавательные бассейны) могут размещаться в специальных или входить в состав общественных зданий (учебных заведений, клубов и др.). Служебные помещения в спортивном сооружении должны быть взаимосвязаны таким образом, чтобы обеспечивалось движение занимающихся в следующей последовательности: вестибюль с гардеробной для верхней одежды - раздевалки мужские и женские (с душевыми и туалетами) - спортивный зал. Подробное размещение исключает встречные потоки движения одетых и раздетых спортсменов.
Важное гигиеническое значение имеет внутренняя отделка помещений. Стены должны быть ровными, без выступов и лепных украшений, устойчивыми к ударам мяча и допускающими уборку влажным способом. Радиаторы центрального отопления должны быть расположены в нишах под окнами и укрыты защитными решётками. Дверные проёмы не должны иметь выступающих наличников.
При окраске стен следует учитывать степень отражения света и влияние света на психофизиологические функции: зелёный цвет успокаивает и благоприятно действует на орган зрения; оранжевый и жёлтый бодрят и вызывают ощущение тепла; красный цвет возбуждает; синий и фиолетовый угнетают. При использовании масляной краски не рекомендуется покрывать ею стены и потолок полностью, так как это препятствует естественной вентиляции помещения.
Пол должен быть ровным, без выбоин и выступов, нескользким, эластичным, легко моющимся.
Особое гигиеническое значение имеет создание в залах оптимальных микро-климатических условий: температура воздуха должна поддерживаться на уровне +15 ° С, относительная влажность - 35-60%, скорость движения воздуха - 0,5 м/с. В залах для борьбы и настольного тенниса скорость движения воздуха не должна превышать 0,25 м/с, а в душевых, раздевальнях и массажных - 0,15 м/с. Для обеспечения необходимого воздухообмена предусматривается устройство центральной приточно-вытяжной вентиляции с расчётом на подачу наружного воздуха не менее 80м3 в час на одного занимающегося и 20м3 в час - на одного зрителя. Если нет такой возможности, устраивается децентрализованная искусственная вентиляция с максимальным проветриванием помещений через фрамуги и форточки.
Спортивные залы должны иметь по возможности прямое естественное освещение; искусственное освещение в залах осуществляется светильниками рассеянного или отражённого света. Освещение должно быть равномерным и обеспечивать необходимый уровень горизонтальной и вертикальной освещённости в соответствии с установленными нормами.
Оборудование и инвентарь спортивных залов должны быть исправны и соот-ветствовать определённым стандартам по форме, весу и качеству материалов. К ним также предъявляется ряд гигиенических требований, направленных на предупреждение спортивных травм, устранение загрязнения воздуха пылью, соответствие снарядов возрасту занимающихся. Всё это создаёт условия для нормального учебно-тренировочного процесса.
В спортивных залах необходимо ежедневно проводить влажную уборку, а один раз в неделю - генеральную уборку с мытьём полов, стен и чисткой оборудования.
В крытых спортивных сооружениях категорически запрещается курить, а также заниматься не в спортивной форме.
Календарь |
Ссылки |
|
Полный список аккаунтов Минпросвещения России:
Официальные аккаунты Минпросвещения России:
Официальный канал по ЕГЭ Профессиональное сообщество педагогов:«Рекомендуемые каналы», за которыми рекомендуем следить, чтобы понимать общую повестку и узнавать достоверную информацию:
Телеграм-каналhttps://t.me/bpshkola
Аналогичный канал в Вайбере